ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА
Каникулы – самая лучшая незабываемая пора для развития творческих способностей и совершенствования интеллектуальных возможностей детей, вовлечения в новые социальные связи, удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей. Это период полезных увлечений и занятий, с пользой провести свободное время. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение.
Организация отдыха на каникулах – один из важных аспектов образовательной деятельности. В детском оздоровительном лагере с дневным пребыванием главное – не система дел, не мероприятия, а подросток его поступки, его отношения к делу, к друзьям и к взрослым людям.
Лагерь с дневным пребыванием детей имеет свою определенную специфику. Временный промежуток между основной учебной деятельностью и началом отдыха составляет несколько дней, поэтому требует быстрого переключения с одного вида деятельности к другому.
Цель:
создать условия для подготовки к ЦТ, к участию в олимпиадах по учебным предметам;
Задачи:
формировать культуру безопасной жизнедеятельности, ответственное отношение к своему здоровью;
содействовать укреплению физического и духовного здоровья через разнообразные активные формы организации досуга;
обучать адекватному восприятию и оценке информации;
содействовать формированию лидерских качеств, инициативы;
организовать пространство для реализации творческих, интеллектуальных способностей;
создать ситуации успеха для детей;
развивать умения и навыки эффективного общения, разрешения конфликтов, публичных выступлений, группового взаимодействия, организаторской деятельности.
организовать активный досуг, познакомить с разнообразием его форм
В основе построения лагерной смены лежит идея сюжетно-ролевой игры. С первых дней пребывания в лагере подросток вводится в игру, модель которой поддерживается педагогическим коллективом на протяжении всей смены.
В основе развития лагерной смены лежит идея сюжетно-ролевой игры, модель которой поддерживается педагогическим коллективом на протяжении всей смены. Сюжет заключается в том, что все участники проекта живут в городе Вавереск. В городе науке уделяется много внимания. Захотелось жителям города Вавереска повысить свой интеллектуальный уровень. Каждый день ребята приходят на площадь Открытий и получают вопрос от Уникума, ответ на который необходимо найти в течение дня. Сделать это можно, участвуя в различных делах и мероприятиях, выполняя творческие и интеллектуальные задания. В смене присутствует и соревновательный момент. "Умницам и умникам" предстоит пройти по лабиринту открытий. С целью учета совершенных открытий, ребятам предлагается вести "книгу открытий", в которой они смогут зарисовать самый запомнившийся момент дня, написать о том, что узнали.
Итогом смены является День ответов, где ребята могут поучаствовать в Параде открытий. Каждому необходимо представить в творческой форме те открытия, которые им удалось совершить и которые они считают самыми важными.
На период лагерной смены создаются оптимальные условия для безопасного времяпровождения, комфортного общения и личностного роста ребят.
Данный проект рассчитан на учащихся 13-16 лет, по продолжительности является краткосрочным, т.е. реализуется в течение лагерной смены (7 дней). Лагерь размещается на базе Государственного учреждения образования « Ваверская средняя школа Лидского района».
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Название проекта
|
«УМные КАникулы»
|
Цель
|
создать условия для подготовки к ЦТ, ЦЭ, к участию в олимпиадах по учебным предметам
|
Задачи
|
формировать культуру безопасной жизнедеятельности, ответственное отношение к своему здоровью;
содействовать укреплению физического и духовного здоровья через разнообразные активные формы организации досуга;
обучать адекватному восприятию и оценке информации;
содействовать формированию лидерских качеств, инициативы;
организовать пространство для реализации творческих, интеллектуальных способностей;
создать ситуации успеха для детей;
развивать умения и навыки эффективного общения, разрешения конфликтов, публичных выступлений, группового взаимодействия, организаторской деятельности;
организовать активный досуг, познакомить с разнообразием его форм
|
Сроки реализации
|
с 26.12.2023 по 05.01.2024
|
Количество участников
|
20
|
Возраст участников
|
13-16лет
|
Краткая идея смены
|
В основе развития лагерной смены лежит идея сюжетно-ролевой игры, модель которой поддерживается педагогическим коллективом на протяжении всей смены. Сюжет заключается в том, что все участники проекта живут в городе Вавереск, где науке уделяется много внимания. Итогом смены является День ответов, где ребята могут поучаствовать в Параде открытий. Каждому необходимо представить в творческой форме те открытия, которые им удалось совершить и которые они считают самыми важными.
|
Периоды
смены
|
Подготовительный период: 15.12.2023-25.12.2023
Организационный период: 26.12. 2023
Основной период: 27.12.2023–04.12.2024
Завершающий период: 05.12.2024
|
Ожидаемые результаты
|
Для педагогов: пополнение знаний детей и подростков о здоровом образе жизни;
повышение психологической компетентности детей и подростков;
расширение кругозора учащихся.
Для воспитанников:
отдых и оздоровление детей и подростков;
формирование потребности и закрепление навыков здорового образа жизни;
формирование стремления к самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию;
развитие познавательного интереса, творческого потенциала и творческая самореализация ребенка;
закрепление позитивных ценностных ориентаций,
развитие личностных коммуникативных качеств и формирование навыков бесконфликтного позитивного общения;
обогащение индивидуального социального опыта детей и подростков;
формирование потребности в познании и преобразовании себя и окружающего мира;
приобретение дополнительных умений и навыков социального взаимодействия;
формирование адаптационно-преобразующих качеств, способствующих принятию общечеловеческих ценностей и морально-нравственных норм, действующих в социуме;
становление активной гражданской позиции и готовности детей и подростков к социально значимой деятельности;
|
Партнёры:
|
Управление образования Лидского райисполкома
КСУП «Ваверка-Агро»
участковая больница аг.Ваверка
Ваверский Дом культуры.
|
Название организации, адрес
|
ГУО «Варварская средняя школа Лидского района», Лидский район, аг. Ваверка, ул. Молодёжная 6а
Vaverka-sch@edu-lida.gov.by
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
В основе развития лагерной смены лежит идея сюжетно-ролевой игры, модель которой поддерживается педагогическим коллективом на протяжении всей смены. Сюжет заключается в том, что все участники проекта живут в городе Вавереск. В городе науке уделяется много внимания. Захотелось жителям города Вавереска повысить свой интеллектуальный уровень. Каждый день ребята приходят на площадь Открытий и получают вопрос от Уникума, ответ на который необходимо найти в течение дня. Сделать это можно, участвуя в различных делах и мероприятиях, выполняя творческие и интеллектуальные задания. В смене присутствует и соревновательный момент. "Умницам и умникам" предстоит пройти по лабиринту открытий. С целью учета совершенных открытий, ребятам предлагается вести "книгу открытий", в которой они смогут зарисовать самый запомнившийся момент дня, написать о том, что узнали.
Итогом смены является День ответов, где ребята могут поучаствовать в Параде открытий. Каждому необходимо представить в творческой форме те открытия, которые им удалось совершить и которые они считают самыми важными.
Принципы реализации проекта:
принцип гуманизации отношений предполагает атмосферу доброжелательности и сотрудничества;
принцип взаимосвязи нравственного воспитания и жизни воспитанников направлен на то, чтобы показать детям как нравственные качества реализуются в повседневной жизни, к чему приводит добро и зло, милосердие и жестокость, правда и ложь и т.д. Реализация этого принципа осуществляется в процессе бесед, чтения художественной литературы, обсуждений поступков и т.д.;
принцип комплексности оздоровления и воспитания детей предполагает четкое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;
принцип психологической комфортности позволяет сохранять и укреплять психологическое и физическое здоровье учащегося;
принцип природосообразности связан с необходимостью учитывать природные возможности и особенности учащегося, с учетом которых создаются благоприятные условия для его развития, воспитания, обучения;
принцип интенсивного восприятия и развития предполагает максимальное использование различных сенсорных каналов и дает возможность раскрыть потенциальные способности учащегося;
принцип открытого общения способствует формированию доверительных отношений, располагает к высказыванию ребенком собственных чувств, мыслей, вовлекает в активное общение, помогает созданию ситуации успеха для учащегося;
принцип социальной активности осуществляется через включение в реальные социально-значимые отношения при проведении мероприятий.
Методы организации деятельности:
метод управления и контроля: опосредованный, «скрытый» контроль, организация детского самоуправления;
метод формирования мотивации: постановка целей, создание «ситуации успеха», постановка цели в виде проблемного задания, «намеренная ошибка»;
метод включения воспитанников в деятельность: личностно-ориентированные игровые методики, развивающая кооперация (парная и групповая форма работы), КТД и др.;
метод организации интеллектуально-развлекательных площадок и воспитательных мероприятий (включая этап проблематизации): интегри-рованные занятия, деловые игры, «Мозговой штурм», «Наводящие вопросы», «Брейнрайтинг» и др.;
рефлексивные методики: мониторинг настроения (экран настроения, экран активности); «Незаконченное предложение» и др.
Периоды реализации смены:
1.Подготовительный период: с 15.12.2023 по 25.12.2023
проведение совещаний при директоре в учреждении образования;
издание приказа об открытии лагеря в период зимних каникул;
разработка проекта деятельности пришкольного зимнего
оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей;
подбор кадров для работы в зимнем оздоровительном лагере;
подготовка методических материалов для работников лагеря;
проведение инструктивно-методического совещания с работниками лагеря;
подготовка необходимой документации для деятельности лагеря (план работы, должностные обязанности, инструкции т.д.)
2.Организационный период: 26.12.2023
встреча детей, формирование детского коллектива, проведение
педагогической диагностики личности детей;
знакомство с детьми, оформление отрядных уголков;
запуск проекта «Умные каникулы»;
знакомство с законами, традициями, правилами жизнедеятельности лагеря;
открытие лагерной смены.
3.Основной период: с 27.12.2023 по 04.01.2024
реализация основной идеи смены;
проведение познавательных, развлекательных, спортивно-массовых мероприятий;
ежедневное наблюдение за состоянием здоровья учащихся;
вовлечение детей в различные виды коллективно-творческих дел;
информационное сопровождение сайта, телеграмм-канала
4.Завершающий период: 05.01.2024
подведение итогов смены;
выработка перспектив деятельности организации;
анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности зимнего оздоровительного лагеря в будущем.
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Бояровский Иван Александрович, директор государственного учреждения образования «Ваверская средняя школа Лидского района»;
Лясковская Марина Сергеевна, заместитель директора по воспитательной работе;
Кулаковский Леонид Сергеевич, учитель физики и информатики, директор лагеря «Вавереск»;
Иодко Светлана Тадеушевна, учитель математики, заместитель директора лагеря «Вавереск»;
воспитатели;
педагог-организатор;
музыкальный работник;
медицинский работник;
физкультурные работники;
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
библиотека (1), столовая (1), спортивный зал (1), актовый зал (1), школьная спортивная площадка (1) школьный музей (1);
компьютеры (8), мультимедийное оборудование (1), банк презентаций воспитательных мероприятий;
развивающие игры, мячи, игрушки, краски, карандаши, альбомы, спортивный инвентарь;
информационно-просветительские стенды.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОУПРАВЛЕНИЯ
Детское самоуправление в лагере создано для решения вопросов организации, содержания деятельности лагеря, развития позитивных лидерских качеств детей, по защите их прав и интересов. В состав актива входят воспитанники лагеря, выбранные путем голосования.
Совет лагеря координирует работу лагеря, разрабатывает законы лагеря, утверждает права и обязанности членов временного детского коллектива.
Лагерь имеет свои символы – эмблему, песню, девиз, которые утверждаются на заседании Совета лагеря.
В конце смены самые успешные лидеры награждаются подарками.
НОРМАТИВНО ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ.
1. Кодекс Республики Беларусь об образовании.
2. Указ Президента Республики Беларусь от 28.08.2006 № 542 «О санаторно-курортном лечении и оздоровлении населения».
3. Закон Республики Беларусь «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
4. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 02.06.2004 № 662 «О некоторых вопросах организации оздоровления детей».
5. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 04.11.2006 № 1478 «Об утверждении Концепции санаторно-курортного лечения и оздоровления населения Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь».
6. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 972 «О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров».
7. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 19.07.2011 № 89 «Об утверждении Положения о воспитательно-оздоровительном учреждении образования».
8. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 3 августа 2022 г. № 227 «Об утверждении правил безопасности, правил расследования и учета несчастных случаев, произошедших с обучающимися».
9. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 17.07.2007 № 35а «Об утверждении Инструкции об организации участия обучающихся учреждений образования в туристских походах и экскурсиях».
10. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24.05.2012 № 50 «Об утверждении Положения о педагогическом совете образовательно-оздоровительного центра, оздоровительного лагеря».
11. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 20.03.2008 № 53 «Об утверждении перечня медицинских противопоказаний к оздоровлению».
12. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.09.2019 № 663 «Об утверждении специфических санитарно-эпидемиологических требований к содержанию и эксплуатации санаторно-курортных и оздоровительных организаций».
13. Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 10.07.2007 № 17 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения инструктажа о соблюдении правил личной безопасности туриста, экскурсанта».
14. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.04.2013 № 317 «О нормах питания и денежных нормах расходов на питание обучающихся, а также участников образовательных мероприятий из числа лиц, обучающихся в учреждениях образования».
15. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 27 декабря 2019 г. № 190 «О порядке направления педагогических работников и условиях оплаты их труда при оздоровлении детей».
16. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 06.09.2017 № 123 «Об утверждении типовых программ дополнительного образования детей и молодежи».
17. Программы воспитания детей, достигших высоких показателей в учебной и общественной работе.
18. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011-2015 годы,
утвержденная постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24 мая 2011 г. № 16.
19. Программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении.
20. Концепция детского отдыха и оздоровления.
21. Приказ управления образования об организации оздоровления.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алиева, Л. В. Летний детский лагерь - уникальное пространство оздоровления и воспитания ребенка / Л. В. Алиева. - (Творческое лето) // Дети, техника, творчество. - 2011. - N 3 (67). - С. 44-45.
2. Аникеева, Н. П. Режиссура педагогического взаимодействия / Н. П. Аникеева, Г. В. Винникова, С. А. Смирнов. –Новосибирск: Изд. НГПИ, 1991. – 92 с. Булатова, О. С. Педагогический артистизм / О. С. Булатова. – М. : Академия, 2001. – 239 с.Шульга, И. И.
3. Баляскин, Ю. М. Летний калейдоскоп дел / Ю. М. Баляскин, авт. Т. В. Новикова. - (Техническое творчество) // Дети, техника, творчество. - 2011. - N 3 (67). - С. 15-17.
4. Гормакова, Л. Д. Социализация школьника в воспитательном пространстве летнего оздоровительного лагеря образовательного учреждения большого города / Л. Д. Гормакова. - (Организатору летнего отдыха) // Воспитание школьников. - 2011. - N 4. - С. 52-62.
5. Городецкая, В. М. Ищем Нептуна : развлекательная программа на пляже / В. М. Городецкая. - (Для взрослых и не только) // Чем развлечь гостей. - 2011. - N 4. - С. 51-53.
6. Лаврентьев В. В. Играй вместе с нами! / В. В. Лаврентьев // Педсовет : журнал. - 2011. - N 5. - С. 6-13
7. Лето-2015,2016,2017 /сост. О.А.Станкевич – Гродно: ГУО «Гродненский государственный областной Дворец творчества детей молодежи», 2015.- 77 с.
8. Методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь в помощь организацтям летнего отдыха в 2017 году.
9. Социальная адаптация подростков. / авт.-сост.: Л.В.Астапович.- Минск, 2008. – 176 с.
10. Чурина Л. Игры, конкурсы, задания. – М., АСТ; СПб.: Сова, 2007. – 62с.