Алгоритм взаимодействия классного руководителя и педагога-психологапри работе с подростками, склонными
к суицидальному и аддиктивному поведению.
1. Если классный руководитель заметил у учащегося признаки суицидального/аддиктивного поведения, прежде всего не стоит бить тревогу. Можно попросить студента задержаться в аудитории и провести с ним спокойную, по возможности доверительную беседу.
2. Далее стоит деликатно отправить подростка на консультацию к педагогу-психологу, который сможет дать квалифицированную помощь, выяснить причины такого поведения.
3. Поставить в известность педагога-психолога о выявленном обучающемся.
4. После беседы с подростком следует провести беседу с родителями так же максимально спокойно. Родителям надо объяснить, что в данном случае возможно только спокойное поведение, никаких обвинений и скандалов, и, тем более, игнорирования изменений в поведении ребенка. Сообщить родителям о том, что с ним будет работать педагог-психолог или педагог социальный.
5. Дать рекомендации родителям по ведению беседы с детьми, склонными к суицидальному и аддиктивному поведению
Рекомендации по ведению беседы при работе с подростками, склонными к суицидальному и аддиктивному поведению
Разговор должен быть абсолютно спокойным, ни в коем случае нельзя повышать голос. Вы должны показать, что то, что происходит со студентом для вас важно, и вы готовы помочь. Пример: «Мне кажется, что с тобой что-то происходит - ты не такой, как обычно - грустный, задумчивый, отрешенный... у тебя что-то случилось? Если ты позволишь, я буду рад/рада тебе помочь». Используйте короткие и ясные предложения. Жестикуляцию лучше свести до минимума. Держите оптимальную дистанцию между собой и студентом, на которой он чувствует вашу заинтересованность и одновременно находиться на безопасном расстоянии. При этом используйте менее частый и менее продолжительный контакт глазами. Важна сдержанность в физических контактах.
· В то же время разговор должен быть уверенным.
· К разговору стоит подготовиться.
· Говорите о действиях, легко выполняемых для подростка.
· Стройте фразы, в которых выполняется желаемый результат, а не проблемное поведение.
· Следует показать подростку, что, не смотря ни на что, вы готовы помочь ему справиться с возникающими трудностями.
· Важной задачей такого разговора является уговорить подростка обратиться за помощью к педагогу-психологу либо родителям. Это должно так же происходить без сильного давления, но настойчиво.
· Завершайте разговор на позитивной ноте.
Правила работы с подростками, друг или подруга
которых совершили самоубийство (Э. Гроллман).
Избегать сказок и полуправды. Одна из самых серьезных проблем молодежи состоит в отсутствии знаний о суицидах из-за стремления взрослых к сохранению тайны «в интересах детей». Между тем искажение реальности способно на долгий срок закрепить у подростка, находящегося в депрессии из-за случившегося, состояние подавленности. Поэтому необходимо в доступной форме предоставить старшеклассникам простые и ясные сведения о суициде с учетом их возраста и уровня развития. Очень важно, чтобы друзья самоубийцы услышали об обстоятельствах смерти от педагогов, а не от приятелей, соседей или из прессы.
Говорить с подростком об умершем, давая высказаться ему самому и вспоминая не только о произошедшей трагедии, но и о счастливых временах и моментах, проведенных с ушедшим. Однако обсуждение интимных причин и поводов суицида следует проводить избирательно. Давать возможность показать горе, выплеснуть эмоции. Гнев, отчаяние, протест свойственны не только взрослым, но и детям, которые имеют право на открытое про- явление чувств. Вместе с тем необходимо обратить особое внимание на возникающее у подростков ощущение вины, уверяя их в непричастности к самоубийству и в том, что они сделали все возможное для его предотвращения.
Преодолевать фаталистические настроения, обсуждая конструктивные пути преодоления возможных конфликтов. Важно убедить подростка, что суицид является недостойным способом выхода из затруднительного положения, ибо как бы ни были мрачны тучи, потом обязательно выглянет солнце и самая ужасная зубная боль проходит, стоит только немного потерпеть.
Помочь подростку принять решение вновь начать жизнь. Выход из депрессии и реабилитация не происходят после одной встречи, 1–2 дней или ночей, поэтому важно продолжать работу с друзьями суицидента на протяжении всего срока, пока они нуждаются в помощи, поддерживая в них надежду на облегчение в будущем.
Алгоритм действий педагога-психолога на этапе первичной профилактики суицида.
1. На основании анализа наблюдений, текущей диагностики, жалоб преподавателей, запросов кураторов подростков группы риска, в том числе имеющих комплекс суицидальных факторов (почти у всех подростков группы риска или находящихся в социально опасном положении он есть).
2. Провести дополнительную диагностику, позволяющую оценить патохарактерологические особенности, уровень тревожности и агрессивности, степень дезадаптации, степень риска по суициду.
3. Провести анализ диагностических данных с выходом на рекомендации для кураторов.
4. Участвовать в работе консилиума.
5. Участвовать в разработке и реализации индивидуальных программ сопровождения. Включить подростков группы риска в индивидуальные и групповые занятия, целью которых будет: отреагирование эмоционального напряжения, реабилитация коммуникативной компетентности, реабилитация образа Я, развитие фрустрационной толерантности, ранняя профилизация и др., то есть осуществить то, что обычно делает педагог-психолог в рамках коррекционного направления психолого-педагогического сопровождения.
6. Реализовать свою часть ответственности при работе с семьей подростка.
7. Разработать памятки для родителей и педагогов (как распознать острое кризисное состояние у ребенка и что с этим делать).
8. Организовать встречи педагогов и родителей с другими специалистами.
Алгоритм действий педагога-психолога на этапе вторичной профилактики суицида.
Первоочередные (начальные) задачи психолога
при незначительном риске суицида.
1. Педагог-психолог должен предложить подростку эмоциональную поддержку.
2. Проработать суицидальные чувства.
3. Сфокусировать внимание на сильных сторонах подростка.
4. Направить к психотерапевту (психиатру).
5. Постараться встретиться через определенное время и наладить постоянный контакт.
Задачи психолога при наличии риска средней степени.
1. Предложить подростку эмоциональную поддержку.
2. Проработать суицидальные чувства.
3. Укрепить желание жить (через амбивалентные чувства).
4. Обсудить альтернативы самоубийства.
5. Заключить контракт.
6. Направить к психотерапевту (психиатру) как можно скорее.
7. Связаться с семьей, друзьями.
Задачи психолога при наличии высокого риска суицида.
1. Постоянно оставаться с подростком, не оставляя его ни на минуту.
2. При необходимости удалить орудия самоубийства.
3. Заключить контракт.
4. Немедленно связаться с психиатром или опытным врачом, вызвать «скорую помощь» и организовать госпитализацию.
5. Информировать семью.
Задачи психолога на этапе третичной профилактики суицида.
1. Определение типа постсуицидального состояния у подростка.
2. На основании результата разработка шагов социально-психологического сопровождения (в том числе необходимость обращения к врачам).
3. Участие в работе консилиума по суицидальному случаю (в организации и работе антикризисного штаба).
4. Индивидуальная коррекционная работа с подростком.
5. Организация групповой работы в классе и включение в нее подростка с целью восстановления навыков адаптации (это может быть коммуникативный тренинг или тренинг фрустрационной толерантности).
6. Организация консультаций для включенных в случай педагогов, родителей и детей (или консультирование в рамках антикризисного штаба).
7. Мониторинг состояния подростка (метод наблюдения, метод интервью, метод опроса).