СПРАВКА
о (промежуточных) результатах реализации
инновационного проекта
«Внедрение модели формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа посредством использования историко-культурных ресурсов региона в учебной и внеклассной работ учреждений общего среднего образования»,
2021/2022 уч. г.
Руководитель проекта
Адамчук Иван Чеславович
Моб. +375 29 7891505
231324, Гродненская область, Лидский район, агрогородок Ваверка, улица Молодёжная д.6
Адрес электронной почты учреждения образования
sch wawerka@tut.by
|
Ваверка,2022
Тема инновационного проекта: «Внедрение модели формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа посредством использования историко-культурных ресурсов региона в учебной и внеклассной работе учреждений общего среднего образования»
Сроки реализации: 2021-2024 годы
Руководитель проекта: Лясковская Марина Сергеевна
Консультант проекта: Пурышева Наталья Михайловна
Количество участников: 5 педагогов, 42 учащихся
Сегодня мало дать знания, нужно вырастить настоящего гражданина, патриота, научить его мыслить, выражать свое мнение. Стоит задача побудить учащихся формировать собственную гражданскую позицию, почувствовать сопричастность ко всем важным событиям и достижениям прошлого и настоящего белорусского народа. Личность гражданина-патриота характеризуется проявлением чувства любви к стране, родному краю, близким людям, гордости за свое Отечество, за его историю и достижения народа, почитанием национальных святынь и символов. Особую актуальность приобретает поиск новых подходов к вовлечению школьников в социально-культурную деятельность, содержание которой составляет комплекс педагогически целесообразных форм, средств и методов патриотического воспитания.
Одна из основных задач учреждения образования состоит в том, чтобы наряду с развитием у учащихся познавательной активности, способствовать развитию ценностного отношения к важнейшим сторонам прошлого и современности. Формирование эмоционально-ценностного отношения к миру связано с формированием идеалов личности и находит свое проявление в актуальной системе ее ценностных ориентаций, которая, в итоге, определяет направленность личности.
Историко-культурное наследие «малой Родины» является действенным средством формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа, так как оно способствует выявлению связи региональной истории с Отечественной историей.
Целесообразность осуществления данного инновационного проекта обусловлена общими задачами, стоящими перед учреждением образования – сохранение исторического наследия белорусского народа, вовлечение учащихся в активную поисковую и исследовательскую деятельность.
Лидский район богат своим историко-культурным прошлым. Определение историко-культурных ресурсов региона, способствующих формированию у учащихся эмоционально-ценностного отношения к героическому прошлому белорусского народа, является непосредственной задачей учреждений образования – участников проекта.
Историко-культурные ресурсы региона города Лиды и Лидского района: Памятник «Пушка»; гранитная стела на братской могиле евреев; бетонная плита на братской могиле расстрелянных евреев; Мемориальный комплекс на братской могиле 6700 евреев; курган Бессмертия; скульптурный памятник на братской могиле; памятник в честь воинов-освободителей; стела на месте расстрела лидских подпольщиков; скульптурная композиция «Колокол» на братской могиле подпольщиков и мирных жителей; памятник 12 воинам; братская могила советских воинов и партизан; скульптурная композиция «Женщина с ребенком» на братской могиле красноармейцев и партизан; скульптура «Скорбящая мать» на братской могиле 200 военнопленным; стела погибшим землякам; мемориальный комплекс погибшим землякам-подпольщикам.
- Цель промежуточного этапа инновационного проекта: разработка научного обоснования и методического инструментария эффективной реализации модели формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа; определение образовательно-воспитательного потенциала историко-культурных ресурсов региона и возможности его использования в учебной и внеклассной работе учреждений общего среднего образования.
На данном этапе внедрения модели формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа посредством использования историко-культурных ресурсов региона в учебной и внеклассной работе в педагогическую практику учреждением образования решались следующие задачи:
- Организовать подготовку участников инновационного проекта к реализации модели формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа;
- Обеспечить организационно-управленческие условия для реализации модели формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа;
- Создать развивающую образовательную среду на основе комплексного планирования учебной и внеклассной работы при изучении героического прошлого белорусского народа;
- Обеспечить социально-педагогические условия для разработки научного обоснования и методического инструментария с целью определения образовательно-воспитательного потенциала историко-культурных ресурсов региона и возможности их использования в учебной и внеклассной работе школы;
- Провести апробацию с целью осуществления отбора эффективных форм, средств, методов и технологий в воспитательном пространстве, способствующих формированию эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа;
- Обобщить результаты инновационной деятельности на промежуточном этапе, разработать методические рекомендации по внедрению модели формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа в образовательную практику учреждения образования.
В условиях инновационного этапа развития ГУО «Ваверский детский сад-средняя школа» целью работы педагогического коллектива является создание инновационной образовательной среды, способствующей эффективному и качественному процессу воспитания, обучения, развития учащихся с учётом их возрастных, индивидуальных, творческих особенностей.
Инновационный проект в ГУО «Ваверский детский сад - средняя школа» реализуется первый год. Проведены следующие организационные мероприятия:
- утверждён состав участников инновационного проекта в 2021\2022 учебном году;
- определены группы участников : члены кружка “Калоўрот”(1 и 2 классы), руководитиель музея, члены клуба “Ваверские ястребы” (9-10 классы), 11 класс, на базе котрых осуществляется инновационная деятельность;
- установлены надбавки педагогическим работникам, принимающим участие в инновационной деятельности;
-распределены функциональные обязанности между участниками инновационной деятельности.
В проекте участвует 5 педагогов, из них 1 руководитель школьного методического объединения, классные руководители 2,4,7,9,10 классов, 42 учащихся и их законные представители.
Участники инновационной деятельности: классные руководители, руководитель военно-патриотического воспитания, педагог дополнительного образования, руководитель патриотического клуба руководитель школьного музея.
№ п
|
Ф.И.О. учителя
|
Должность
|
Категория
|
1
|
Волынец Н.И.
|
учитель начальных классов, педагог дополнительного образования, классный руководитель 2 класса
|
первая
|
2
|
Септилко О.М.
|
учитель русского языка, психолог, классный руководитель 9 класса
|
первая
|
3
|
Кулаковский Л.С.
|
руководитель военно-патриотического воспитания, классный руководитель 7 класса
|
первая
|
4
|
Иодка С.Т
|
учитель математики, руководитель патриотического клуба, классный руководитель 10 класса
|
первая
|
5
|
Петрусевич Л.Ю.
|
учитель начальных классов, руководитель музея, педагог дополнительного образования; классный руководитель 4 класса
|
первая
|
Планируется к окончанию 2022/2023 учебного года включить всех педагогов учреждения образования в активную деятельность по реализации проекта. В проектную команду на основании директора включены квалифицированные мотивированные педагоги с высоким уровнем инновационной компетенции, с определением функциональных обязанностей. В частности, функциональные обязанности участников инновационного проекта определены следующим образом:
Директор, руководитель инновационного проекта:
- осуществляет общее регулирование и координацию инновационной деятельности;
- осуществляет контроль за выполнением календарного плана инновационной работы.
Заместитель директора по основной деятельности:
- осуществляет консультирование и методическое сопровождение участников инновационной работы;
- осуществляет контроль за проведением мониторинга инновационной работы педагогами;
- осуществляет контроль за качеством проведения занятий объединений по интересам, заседаний патриотического клуба , внеклассных мероприятий;
- осуществляет контроль за ведением педагогами дневников инновационной работы;
- осуществляет подготовку отчетов по инновационной работе;
Руководитель дополнительного образования, руководитель патриотического клуба, руководитель военно-патриотического воспитания , классные руководители, руководитель музея :
- внедряют модель формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа посредством использования историко-культурных ресурсов региона в учебной и внеклассной работе учреждений общего среднего и дополнительного образования;
- выстраивают деятельность в рамках инновационного проекта;
- осуществляют микроисследования в рамках инновационного проекта;
- фиксируют промежуточные результаты инновационной работы;
- ведут дневник участника инновационной деятельности;
- представляют руководителю учреждения образования отчет по результатам инновационной деятельности.
Эффективному управлению способствовало использование современных управленческих технологий. Много внимания руководителем проекта уделялось развитию рефлексивной культуры педагогов – инноваторов через организацию методических летучек, методических семинаров – практикумов.
С целью кадрового обеспечения проекта разработана и осуществляется программа непрерывного повышения квалификации участников инновационной деятельности. В рамках информационно-методического обеспечения инновационной деятельности организовано обучение педагогов через участие в работе постоянно действующего семинара «Развитие профессионально-педагогической культуры педагогов посредством внедрения модели формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа посредством использования историко-культурных ресурсов региона в учебной и внеклассной работе). Регулярно проводятся индивидуальные и групповые консультации, собеседования по теме проекта. Результатом широкого и повсеместного использования инновационных походов является внедрение новых форм и методов методической работы, повышение уровня методической работы, ее интерактивный характер.
В течение учебного года осуществлялось взаимодействие участников инновационного проекта, проводилась коррекция инновационной деятельности на основе диагностики достижений и затруднений педагогов.
Задачи подготовительного этапа, в основном, решены: созданы необходимые условия для внедрения модели по формированию эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа посредством использования историко-культурных ресурсов региона в учебной и внеклассной работе.
Проблемно - ориентированный анализ состояния работы позволил правильно определить проблемное поле, актуальную проблему и способы разрешения проблемы через системный подход к формированию эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа посредством использования историко-культурных ресурсов региона в учебной и внеклассной работе. Были определены тема, цель, задачи и критерии оценки результатов инновационной деятельности.
На подготовительном этапе был диагностирован уровень инновационной компетентности педагогов, определена их практическая готовность к реализации проекта ««Внедрение модели формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа посредством использования историко-культурных ресурсов региона в учебной и внеклассной работе учреждений общего среднего и дополнительного образования». У большинства педагогов высокий уровень мотивации к инновационной деятельности. Три педагога: Иодко С.Т., Волынец Н.И., Септилко О.М. (60% от количества участников на начальном этапе) были практически готовы к реализации инновационного проекта, имеют опыт работы в инновационной деятельности. Таким образом, работа над данным инновационным проектом велась, опираясь на педагогов, имеющих опыт инновационной деятельности.
Проведена разъяснительная работа с законными представителями и учащимися о необходимости деятельности учреждения образования по формированию эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа посредством использования историко-культурных ресурсов региона в учебной и внеклассной работе учреждений общего среднего и дополнительного образования в контексте следующих мероприятий:
-родительское собрание «Особенности организации идеологической и воспитательной работы в условиях инновационной деятельности» (протокол №1 от 31.08.2021);
- родительское собрание «Ценности-основополагающий компонент духовной культуры в формировании мировоззрения личности» (протокол №4 от 21.02.2022).
Успешная реализация проекта на данном этапе обусловлена прежде всего системным инновационным характером стратегического и оперативного управления проектом. Технологическая эффективность управленческой деятельности обеспечивается использованием компетентностного, деятельностного, исследовательского подходов. Разработана инфраструктура проекта. Образованы и работали следующие микрогруппы: аналитическая (Лясковская М.С.), диагностическая (Септилко О.М.), информационная (Кулаковский Л.С., Иодко С.Т.), взаимодействие с родителями (Волынец Н.И., Петрусевич Л.Ю.), стимулирования (Адамчук И.Ч.). Наиболее продуктивно работала информационная группа, которой были подготовлены семинары-практикумы по теме проекта, переодически составляются аннотированные списки литературы, проводятся собеседования по изучаемой литературе, в результате которых определяются направления и приёмы адаптации научных идей и инновационного опыта в своей работе.
Хороший результат получен при реализации проектов «Первым делом самолёты» на 3 ступени обучения (руководитель военно-патриотического клуба «Ваверские ястребы» Иодко С.Т., классный руководитель 10 класса); проект «Память родной земли», руководитель музея «Спадчына», классный руководитель 4 класса Петрусевич Л.Ю.)
В рамках информационно-методического обеспечения инновационной деятельности:
- изучены методические рекомендации по проведению инновационной деятельности;
-организовано обучение педагогов через участие в работе методического объединения классных руководителей;
-проведены индивидуальные и групповые консультации, собеседования по теме проекта;
-в течение учебного года осуществлялось взаимодействие участников инновационного проекта. Осуществлена теоретическая подготовка педагогов по теме инновации:
Теоретический блок:
Месяц
|
Мероприятия
|
Ответственный
|
31.08.2021
|
Семинар «Исследовательская деятельность и ее роль в формировании эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа»
|
Лясковская М.С.
|
15.10.2021
|
Семинар «Историко-культурное наследие «малой Родины» - действенное средство формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа»
|
Волынец Н.И. Петрусевич Л.Ю.
|
19.11.2021
|
Постоянно действующий семинар
«Развитие профессионально-педагогической культуры педагогов посредством внедрения модели формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа посредством использования историко-культурных ресурсов региона в учебной и внеклассной работе»
|
Лясковская М.С.
|
Практический блок:
Месяц
|
Мероприятия
|
Ответственный
|
10.09.2021
|
Методический практикум «Инновационные технологии - в помощь учителю-предметнику по формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа в учебной работе»
|
Кулаковский Л.С.
|
30.11.2021
|
Краеведческая конференция «Путеводитель по Лидскому району»; исследовательская работа «История одного храма»; проект «Солдат войны не выбирает»
|
Волынец Н.И.
Петрусевич Л.Ю.
|
16.04.2022
|
Научно-практическая конференция «Войной испепелённые года»; презентации событий Великой Отечественной войны
|
Иодко С.Т.
|
Практическая реализация проекта основывалась на системной работе педагогов-инноваторов, проводилась фиксация результатов деятельности в дневнике педагогических наблюдений.
Основная работа проводилась в форме организации мероприятий гражданско-патриотической направленности: участие в гражданско-патриотических акциях, творческих конкурсах, проектах различного уровня, экскурсиях; работа экскурсионных групп на базе школьного музея в условиях реализации инновационного проекта.
Много внимания руководителями проекта уделялось развитию рефлексивной культуры педагогов-инноваторов через организацию рефлексивных встреч, методических семинаров. Ресурсное обеспечение инновационной деятельности: участники проекта грамотно используют информационно-коммуникативные технологии, в интегрированной библиотеке оформлена постоянно-действующая сменная подборка литературы «В помощь педагогу - инноватору». Информационное обеспечение инновационной деятельности организовано силами информационной группы в сотрудничестве с библиотекой.
Результатом широкого и повсеместного использования инновационных подходов является внедрение новых форм и методов воспитательной работы, придание ей интерактивного характера.
Педагоги – участники инновационного проекта показали педагогическую компетентность, умение управлять коллективом класса.
В ходе реализации инновационного проекта совершенствовалась проектировочная компетентность: педагоги углубляли знание основ проектировочной деятельности, умение формулировать цель, задачи, определять структуру проекта, способность моделировать в рамках проекта.
Тема самообразования педагогов соответствует индивидуальной теме работы над проектом, находит отражение в дневнике учителя-инноватора.
№
|
ФИО учителя инноватора
|
Тема инновационной деятельности
|
1
|
Иодко С.Т.
|
Формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к историческому прошлому белорусского народа средствами патриотического клуба.
|
2
|
Кулаковский Л.С.
|
Формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к историческому прошлому белорусского народа через организацию внеурочной деятельности и работы по военно-патриотическому воспитанию.
|
3
|
Волынец Н.И.
|
Формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к историческому прошлому белорусского народа через организацию работы кружка «Калоўрот”.
|
4
|
Петрусевич Л.Ю.
|
Практико-ориентированный подход при организации работы музея по изучению исторического прошлого белорусского народа.
|
Промежуточные результаты реализации инновационного проекта показывают, что педагогами - участниками инновационного проекта накоплен положительный опыт, который способствует существенному повышению качества учебной и внеклассной работы.
Педагоги получали помощь в подборе литературы, обзорах интернет-ресурсов, в организации работы мини-проектов, осуществлялось индивидуальное консультирование, обмен опытом между участниками проекта.
Инновационная деятельность в течение года всего педагогического коллектива осуществлялась на диагностической основе. В течение учебного года проводилась комплексная диагностика достижений и затруднений педагогов.
Затруднения возникают при организации исследования эффективности инновационной деятельности, ведении документации проекта.
На основе затруднений велась коррекция плана работы. По прежнему вызывают большие затруднения организация и проведение участниками проекта исследование своей педагогической деятельности.
На основе промежуточной диагностики будут внесены коррективы в планирование работы на 2022/2023 учебный год.
Командная работа на диагностической основе повысила эффективность оперативных управленческих решений. Современные подходы к организации инновационной деятельности, способствовали решению задач проекта, формированию ключевых компетенций его участников, повышению инновационной компетентности участников, развитию мотивации к инновационной деятельности.
В качестве критериев и показателей эффективности инновационной деятельности были определены: сформированность эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа, уровень сформированности социально-гражданских компетенций, обученность учащихся, воспитанность учащихся, удовлетворенность субъектов качеством образовательного процесса, уровень взаимодействия участников инновационного проекта, инновационная компетентность педагогов, качество управления инновационными процессами. Была проведена диагностика удовлетворённости педагогов и учащихся результатами реализации инновационного проекта (Приложении 4), которая свидетельствует, что общий уровень удовлетворенности различными сторонами образовательного пространства учащихся и родителей –высокий.
Задачей первого этапа реализации инновационного проекта было обеспечение обратной связи между субъектами и объектами инновационного проекта. Но основным критерием результативности работы по гражданско-патриотическому воспитанию являются непосредственные конкретные действия учащихся, их активность, готовность к выполнению той или иной патриотической миссии. И здесь реальный вклад учащихся нашей школы проявляется в зримых конечных результатах: участие в различных акциях и проектах, конкурсах районного, областного, республиканского уровня, раскрывающих знание истории и героического прошлого родного края.
В течение отчётного периода с целью определения динамики результатов инновационной деятельности согласно разработанным критериям, выполнен ряд исследований, в ходе которых получены положительные результаты (Приложение 5). У учащихся, участников инновацционного проекта, появилось чёткое представление о необходимости получения знаний об истории и культуре своего региона, мотивация учащихся на достижение успеха значительно повысилась. У учащихся сформировался ряд компетенций: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, коммуникативная, компетенция личностного самосовершенствования.
За период август-март 2021/2022 учебного года у учащихся возрос интерес к исследовательской деятельности, отмечается положительная динамика участия в различного вида конкурсах, научно- исследовательских конференциях, развились учебные компетенции, сократилось время усвоения предметного материала, повысилась эмоциональная сторона организации процесса. Результатом мероприятий по внедрению проекта стала активная интеллектуальная, познавательная, творческая деятельность учащихся. Повысилось качество образовательной деятельности.
Мы принимали участие в написании исследовательских работ, проектов, социальных инициатив, создании методических разработок, где становились призёрами и победителями на районном и областном уровнях.
Активное участие в районных и областных конкурсах патриотической направленности принимают члены патриотического клуба «Ваверские ястребы», актив музея «Спадчына».
Повысилась заинтересованность педагогов школы в освоении инновационного оборудования, образовательных технологий и методов; увеличилось число педагогов, участвующих в конкурсном движении.
Результатом работы учреждения образования в режиме инновационной деятельности стало проведение участниками инновационного проекта всех запланированных на август-март 2021/2022 учебного года мероприятий. Было обеспечено единство целевых и содержательных компонентов программы в соответствии с программой инновационного проекта и календарным планом.
В течение учебного года с целью формирования эффективной педагогической практики использования современных образовательных технологий в воспитательной работе проводились общешкольные мероприятия гражданско-патриотической направленности: создание интерактивной платформы «Память о прошлом для будущих поколений»; игра-путешествие «75 героических страниц Победы» ; конкурс эссе «Война глазами потомков»; акция «Сиреневый май»; краеведческая конференция «Путеводитель по Лидскому району»; проект шестого школьного дня «Помним о прошлом. Создаём будущее»; «Карта героических событий и памятников, посвящённых Великой Отечественной войне в Лидском районе»; маршрут экскурсии «По следам войны Лидского района», проект « Память родной земли», «Калейдоскоп мемориальных знаков», «Имя на камне», акция «Память у дзеянні”, детские и молодёжные инициативы “Действем вместе”, “Служу Отчизне”.
Свой опыт педагоги транслировали, выступая на семинарах и методических объединениях районного и областного уровней (Приложение 6, приложение 7 ,приложение 8).
На данном этапе реализации инновационного проекта изучено научно-теоретическое пространство основ патриотического воспитания подрастающего поколения, что способствовало поиску и внедрению наиболее эффективных моделей сопровождения учащихся на основе построения индивидуальных образовательных траекторий. Анализ критериев и показателей эффективности реализации проекта за истекший период даёт основания говорить о количественном и качественном росте профессионального мастерства педагогов.
Осуществляемая инновационная деятельность соответствовала концептуальным положениям инновационного проекта, которые заключались в реализации содержания, приёмов, способов, форм и методов. Результатом работы стало проведение участниками инновационного проекта всех запланированных на август-май 2021/2022 учебного года мероприятий, было обеспечено единство целевых и содержательных компонентов программы.
Комплекс проведённых в ходе внедрения проекта мероприятий и исследований позволяет сделать следующие выводы: деятельность педколлектива ГУО «Ваверский детский сад-средняя школа» и творческой группы по внедрению модели формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа посредством использования историко-культурных ресурсов региона в учебной и внеклассной работе учреждений общего среднего образования в учреждении общего среднего образования соответствует требованиям, предъявляемым к инновационной деятельности в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании и Инструкцией о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности.
На основании полученных результатов мониторинга инновационной деятельности можно сделать следующие выводы: в учреждении образования созданы условия для формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа; расширены возможности для обмена опытом, сотрудничества и распространения передового педагогического опыта через организацию семинаров.
Работа педагогического коллектива ГУО «Ваверский детский сад-средняя школа», осуществляемая в рамках инновационной деятельности, нуждается в дальнейшей реализации, которая в 2022/2023 учебном году будет предусматривать: сотрудничество и солидарность социума учреждения образования в решении проблем социализации учащихся, формирования коммуникативной культуры всех субъектов образовательного процесса; расширение диапазона изучения современных образовательных технологий педагогами и тем самым углубление работы по формированию индивидуального стиля педагогической деятельности учителя; выявление и учёт интересов, потребностей взаимодействия участников при организации совместной деятельности и общения; повышение уровня профессионально-педагогической культуры учителей; организация серии семинаров для педагогов района с целью пропаганды полученного педагогического инновационного опыта; совершенствование системы внутришкольного обучения и развития педагогов за счёт освоения новых педагогических технологий и их применения в учебно-воспитательной деятельности, на занятиях кружка; завершение разработки методических рекомендаций для распространения в массовую образовательную практику опыта внедрения модели формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа посредством использования историко-культурных ресурсов региона в учебной, внеклассной работе, дополнительного образования.
Технология формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа подтверждает свою эффективность в работе с учащимися, поскольку будет способствовать осознанию и пониманию учащимися ключевых событий истории нашего государства, сохранению идеалов присущих нашему обществу, осознанию сопричастности себя и своей семьи ко всем важным историческим событиям и достижениям белорусского народа.
Таким образом, задачи, поставленные в 2021/2022 учебном году, решены.
Ход реализации проекта и его промежуточные результаты подтверждают актуальность данной модели для системы образования Республики Беларусь. Рекомендуется продолжить внедрение проекта в 2022/2023 учебном году.
Справку о результатах (промежуточных) реализации инновационного проекта «Внедрение модели формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа посредством использования историко-культурных ресурсов региона в учебной и внеклассной работе учреждений общего среднего образования» составила:
Лясковская М.С., заместитель директора по основной деятельности ГУО «Ваверский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа».
Приложение 2
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
«Оценка готовности учителя к участию в инновационной деятельности»
Инструкция: Уважаемые коллеги! Оцените, пожалуйста, предложенные критерии своей готовности по 5-балльной шкале.
№
|
Критерии
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
I. Мотивационная направленность личности
|
1
|
Заинтересованность в деятельности
|
|
|
|
+
|
|
2
|
Стремление к достижениям
|
|
|
+
|
|
|
3
|
Стремление к лидерству
|
|
|
+
|
|
|
4
|
Стремление к получению высокой оценки деятельности со стороны администрации
|
|
|
+
|
|
+
|
5
|
Личная значимость деятельности
|
|
|
|
|
+
|
6
|
Стремление к самосовершенствованию
|
|
|
|
|
+
|
Всего:
|
28
|
II. Креативность педагога
|
7
|
Способность отказаться от стереотипов в педагогической деятельности, преодолеть инерцию мышления
|
|
|
|
+
|
|
8
|
Стремление к риску
|
|
+
|
|
|
+
|
9
|
Критичность мышления, способность к оценочным суждениям
|
|
|
|
+
|
|
10
|
Способность к самоанализу, рефлексии
|
|
|
|
|
+
|
Всего:
|
20
|
III. Профессиональные способности учителя к осуществлению инновационной деятельности
|
11
|
Владение методами педагогического исследования
|
|
|
+
|
+
|
|
12
|
Способность к планированию экспериментальной работы
|
|
|
|
+
|
|
13
|
Способность к созданию авторской концепции
|
|
|
+
|
|
|
14
|
Способность к организации эксперимента
|
|
|
|
+
|
|
15
|
Способность к коррекции своей деятельности
|
|
|
|
+
|
|
16
|
Способность использовать опыт деятельности других педагогов
|
|
|
|
|
+
|
17
|
Способность к сотрудничеству
|
|
|
|
+
|
|
18
|
Способность разрешать конфликты
|
|
|
|
+
|
|
Всего:
|
38
|
IV. Индивидуальные особенности личности учителя
|
19
|
Работоспособность в инновационной деятельности
|
|
|
|
|
+
|
20
|
Уверенность в себе
|
|
|
|
|
+
|
21
|
Ответственность
|
|
|
|
|
+
|
Всего:
|
15
|
Всего баллов:
|
101
|
Обработка результатов. На основе полученных результатов делаются выводы:
- о высоком уровне готовности педагога к участию в инновационной деятельности – набрано от 105 до 75 балла; - среднем уровне – от 74 до 55 баллов; - низком уровне – менее 55 баллов.
Приложение 3
Анкета
«Психологический климат в коллективе»
№ п/п
|
В какой степени вы удовлетворены
|
Оценка
|
1.
|
Вашей работой в школе?
|
5
|
2.
|
Вашими взаимоотношениями с коллегами (дружбой с товарищами)?
|
4
|
3.
|
Заботой администрации об удовлетворении Ваших нужд?
|
4
|
4.
|
Готовностью коллег оказать помощь в работе?
|
3
|
5.
|
Настроением в коллективе (его жизнерадостностью, оптимизмом)?
|
5
|
6.
|
Культурной и интеллектуальной атмосферой в коллективе?
|
4
|
7.
|
Тем, в какой мере администрация прислушивается к Вашим замечаниям и предложениям, касающимся работы школы?
|
4
|
8.
|
Культурно-массовыми мероприятиями, совместным отдыхом?
|
4
|
9.
|
Тем, насколько доброжелательно и объективно оценивается Ваша работа?
|
4
|
10.
|
Отношением коллектива к работе?
|
4
|
11.
|
Организованностью и порядком в работе школы?
|
4
|
12.
|
Творческой атмосферой в коллективе?
|
4
|
13.
|
Вашими взаимоотношениями с руководителями?
|
4
|
14.
|
Согласованностью и единством действий педагогов?
|
4
|
15.
|
Отношением учащихся к учебе?
|
4
|
16.
|
Дисциплинированностью учащихся?
|
5
|
17.
|
Тем, насколько рационально используются Ваши силы и время на работе?
|
4
|
18.
|
Учебно-материальной базой школы?
|
4
|
19.
|
Отсутствием «показухи» и формализма в работе?
|
4
|
20.
|
Заработной платой?
|
3
|
Всего
|
4,05
|
5 - если Вы полностью удовлетворены, 4 - скорее удовлетворены, чем нет, 3 - трудно сказать (и да, и нет), 2 - скорее неудовлетворены, 1 - совершенно неудовлетворены.
В сентябре 2021 г. было проведено анкетирование педагогов на тему: «Психологический климат в коллективе». Анкетирование проводилось с целью выявления проблем в педагогическом коллективе.
В анкетировании приняло участие 21 педагог (68%). Анкета анонимная. Общий балл удовлетворенности – 4,05 балла, это говорит о том, что педагоги школы скорее удовлетворены психологическим коллективом, чем нет. Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что в коллективе преобладает бодрый, жизнерадостный тон, доброжелательность в отношениях, взаимная симпатия, взаимоотношениями с руководителями. Членам коллектива нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности. Коллектив активен, полон энергии, доброжелательно относится к новичкам, переживает успехи и неудачи товарищей, прислушивается к мнению каждого члена.
Приложение 4
Результаты анализа уровня удовлетворенности учащихся
различными сторонами образовательного пространства в ГУО «Ваверский детский сад-средняя школа»
Дата проведения: 22-23 марта 2022 г.
В анкетировании приняли участие: 24 учащихся 7,9-11-х классов
Уровень удовлетворенности можно считать:
- высоким, если общий индекс удовлетворенности равен 70% и выше
- средним, если общий индекс удовлетворенности от 50% до 70%
- низким, если общий индекс удовлетворенности ниже 50%
Результаты анкетирования
Класс
|
Общий индекс удовлетворенности деятельностной стороной образовательного пространства %
|
Общий индекс удовлетворенности организационной стороной образовательного пространства %
|
Общий индекс удовлетворенности социально-психологической стороной образовательного пространства %
|
Общий индекс удовлетворенности административной стороной образовательного пространства
%
|
Групповой индекс удовлетворенности образовательным пространства
в целом %
|
7
|
95
|
93
|
87
|
95
|
92,5
|
9
|
96
|
92
|
86
|
97
|
92,75
|
10
|
80
|
87
|
91
|
89
|
86,75
|
11
|
82
|
90
|
93
|
91
|
89
|
В целом
|
89
|
89,2
|
89
|
92,8
|
90
|
Выводы:
Общий уровень удовлетворенности различными сторонами образовательного пространства учащихся равен 90 %, что свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности. Высокий уровень удовлетворённости всеми сторонами образовательного процесса в 7,9-11 классах.
89% учащихся удовлетворены деятельностной стороной образовательного пространства. Им нравится учиться в школе, внеклассные мероприятия кажутся увлекательными, интересными, они считают, что классный руководитель интересно и эмоционально вместе с учащимися класса проводит классные и информационные часы. На внеклассных мероприятиях не бывает скучно и утомительно. В школе учат взаимодействовать с другими людьми, жить в обществе. Есть возможность проявить свои способности.
Социально-психологической стороной образовательного пространства удовлетворено 89 % учащихся. Они считают, что педагоги относятся к ученикам так, как они этого заслуживают. По их мнению, большинство учителей относятся к ученикам с уважением и пониманием, когда возникают трудности, педагоги помогают. Ученики могут высказывать своё мнение, когда в школе принимают решение; не испытывают боязни и страха, когда нужно высказать своё мнение, хорошо себя чувствуют в школе среди сверстников, отношения с некоторыми учителями можно назвать доверительными. Большинство учителей школы вызывают у них симпатию и доверие. У учащихся хорошие отношения с одноклассниками, в классе они ощущают свою ценность и значимость. В учреждении образования у них много друзей, с которыми приятно встречаться и радостно общаться. Конфликтов с родителями из-за школы, как правило, не бывает.
Административной стороной образовательного пространства удовлетворены 92,5 % учащихся. Они считают, что учителя в школе интересуются мнением ребят, учащиеся могут свободно высказывать своё собственное мнение, если надо, обратятся за помощью к завучу, директору. Замечают, что в школе происходят изменения в лучшую сторону.
89,2% учащихся удовлетворены организационной стороной образовательного пространства, а именно считают, что расписание работы объединений по интересам удобное, большая часть объединений работает в шестой школьный день, в школе уютно, красиво, чисто, их устраивает организация питания, жизнь в школе кажется насыщенной и интересной, в учреждении образования проходит много интересных мероприятий. Распорядок дня в школе целесообразен и хорошо продуман.
Результаты анализа уровня удовлетворенности родителей различными сторонами образовательного пространства в ГУО «Ваверский детский сад-средняя школа»
Дата проведения: 14-15 марта 2022 г.
Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей деятельностной, организационной, социально-психологической административной сторонами образовательного пространства.
В анкетировании приняли участие: 24 родителя учащихся 7,9-11-х классов
Критерии:
- индекс удовлетворенности деятельностной стороной образовательного пространства каждого участника опроса;
- индекс удовлетворенности организационной стороной образовательного пространства;
- индекс удовлетворенности социально-психологической стороной образовательного пространства;
- индекс удовлетворенности административной (управленческой) стороной образовательного пространства;
- общий индекс удовлетворенности.
Уровень удовлетворенности можно считать:
- высоким, если общий индекс удовлетворенности равен 70% и выше
- средним, если общий индекс удовлетворенности от 50% до 70%
- низким, если общий индекс удовлетворенности ниже 50%
Родители, законные представители
|
Общий индекс удовлетворенности деятельностной стороной образовательного процесса %
|
Общий индекс удовлетворен-ности организационной стороной образовательного процесса %
|
Общий индекс удовлетворенности социально-психологической стороной образовательного процесса %
|
Общий индекс удовлетворенности административной стороной образовательного процесса %
|
Групповой индекс удовлетворенности образовательным процессом в целом
%
|
|
91
|
76
|
95
|
93
|
85
|
Выводы:
Общий уровень удовлетворенности различными сторонами образовательного процесса родителей равен 85%, что свидетельствует о высоком уровне удовлетворённости.
Высокий уровень удовлетворенности у всех опрошенных родителей, законных представителей.
Более всего родители удовлетворены социально-психологической стороной образовательного процесса 95% . Они считают, что учителя относятся к ребёнку так, как он этого заслуживает, прислушиваются к мнению родителей и учитывают его; при решении общешкольных (классных) вопросов у родителей есть возможность взаимодействовать с другими родителями, приятно и интересно бывать на родительских собраниях, у ребёнка в основном хорошие взаимоотношения c одноклассниками и учителями, в школе доброжелательная психологическая атмосфера.
Административной стороной образовательного процесса удовлетворены 93% родителей. Они придерживаются мнения, что управление школой, которое осуществляет администрация, способствует улучшению образовательного процесса. В учреждении образования заботятся о здоровье детей, о предупреждении перегрузок. При принятии управленческих решений администрация считается с мнением детей и родителей, у администрации школы родители всегда могут получить ответы на интересующие вопросы, касающиеся учёбы, личности ребёнка. Контроль за учебно-воспитательным процессом, осуществляемый администрацией, приносит пользу. Родителей в достаточной степени информируют о деятельности школы, об основных событиях в ней; родители всегда имеет возможность обратиться в учреждение образования за квалифицированным советом и консультацией. Деятельность администрации школы считают эффективной, довольны тем, что ребёнок обучается в учреждении образования.
Деятельностной стороной образовательного процесса удовлетворены 91% родителей. Они считают, что образовательное пространство в школе ориентировано на развитие личности каждого ребёнка, методы обучения и воспитательного воздействия по отношению к ребёнку обычно приводят к хорошему результату, ребёнок редко жалуется на недомогание и плохое самочувствие во время уроков, результаты учения ребёнка учителя оценивают объективно и справедливо, педагоги учитывают индивидуальные особенности ребёнка. Родители согласны с содержанием воспитания в учреждении образования.
76% родителей удовлетворены организационной стороной образовательного пространства, а именно считают, что в школе уютно, красиво, чисто, проводятся интересные мероприятия. Организацию питания считают удовлетворительной. Для решения задач обучения и воспитания учреждение образования сотрудничает с другими организациями. В школе удачно осуществляется работа с родителями.
22% родителей хотело бы, чтобы в школе проводилось больше совместных мероприятий родителей с детьми; у детей было бы больше возможности интересно проводить совместно свободное время.
Приложение 5
Критерии и показатели эффективности инновационного проекта
№ п/п
|
Критерий
|
Показатели
|
Диагностический инструмент
|
Результат, %
|
Октябрь 2021г.
|
Март 2022г.
|
1
|
Здоровье
|
Уровень психологический комфортности учащихся:
а) нормальный уровень тревожности и несколько повышенный
б) высокий уровень тревожности и очень высокий
|
Шкала социально-ситуационной тревоги Кондаша
|
87
11
|
100
-
|
Уровень психологической комфортности педагогов:
а)высокие показатели уровня психологической комфортности
|
Опрос
|
36
|
87
|
б) низкие показатели уровня психологической комфортности
|
62
|
13
|
2
|
Мотивация достижения у учащихся
|
Характеристика аффективно-потребностной сферы учащихся:
а) широкая и узколичная социальная мотивация достижения
|
Опросник «Диагностика типа школьной мотивации у старшеклас-сников»
|
63
|
70
|
б) учебно-познавательная мотивация достижения
|
43
|
58
|
3
|
Воспитан-ность учащихся
|
Характеристика уровней воспитанности учащихся:
а)положительная динамика уровня воспитанности
|
Диагностическая
программа
изучения уровня
воспитанности
М.И.Шиловой
|
61
|
89
|
б) личностные достижения в социально значимой деятельности
|
37
|
9
|
Приложение 6
Трансляция опыта работы педагогов-инноваторов
- 25 апреля 2022 г. – районное методическое объединений классных руководителей семинар «Формирование краеведческой компетенции учащихся через проектно-исследовательскую деятельность»»; подготовка и проведение: Лясковская М.С., заместитель директора по основной деятельности; Петрусевич Л.Ю., руководитель МО классных руководителей; Иодко С.Т., руководитель пастриотического клуба «Ваверский ястребы»; Кулаковский Л.С., руководитель по военно-патриотическому воспитанию; Волынец Н.И. ,руководитель кружка “Калаўрот”.
- 16 марта 2022 г. – участие в районном методическом объединении руководителей музеев «Поисково-исследовательская работа в школьном музее»; участие руководителя музея «Спадчына» Петрусевич Л.Ю.
Приложение 7
Результативность участия педагогов в областных и республиканских конкурсах
Ваверский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа
|
Областной конкурс виртуальных музеев. Номинация «Рекламный видеоролик», октябрь 2021
|
Петрусевич Л.Ю.
|
Диплом 1 степени
|
Ваверский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа
|
Молодёжная экспедиция «Маршрутами памяти, Маршрутами единства», номинация «Герои земли Белорусской»
|
Иодко С.Т.
|
Диплом 3степени
|
Ваверский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа
|
Областной конкурс информационно-методических материалов
«Традиции и инновации в деятельности ОО «БРП О», гражданско-патриотическое направление «Бриколлаж классного руководителя.
Проект Машина времени», январь 2022
|
Иодко С.Т.
|
Диплом 3степени
|
Приложение 8
Результативность участия в областных и республиканских конкурсах
№
|
Название
|
Срок проведения
|
Результат (место)
|
ФИО педагога
|
Подтверждение результата документом (приказ; письмо; диплом)
|
1
|
Республиканский форум музеев
|
Октябрь 2021
|
сертификат
|
Петрусевич Л.Ю.
|
диплом
|
2
|
Конкурс виртуальных музеев
|
Ноябрь-декабрь 2021
|
1 место
(область)
|
Петрусевич Л.Ю.
|
приказ
|
3
|
Творческий конкурс, посвящённый Году народного единства
|
Сентябрь 2021
|
3 место
(республика)
|
Петрусевич Л.Ю.
|
диплом
|
|
|
|
|
|
|
4
|
Творческий конкурс, посвящённый Году народного единства
|
Сентябрь 2021
|
3 место
(республика)
|
Петрусевич Л.Ю.
|
диплом
|
5
|
Маршрутами памяти-маршрутами единства
|
Ноябрь 2021
|
3 место
(область)
|
Иодко С.Т.
|
приказ
|
6
|
Проект «Ад вытокаў да будучыні”
|
Декабрь 2021
|
2 место
(область)
3 место
(область)
|
Петрусевич Л.Ю.
|
диплом
|
Результативность участия в районных конкурсах
№
|
Название
|
Срок проведения
|
Результат (место)
|
ФИО педагога
|
Подтверждение результата документом (приказ; письмо; диплом)
|
1
|
Слет патриотических
клубов
|
Октябрь 2021
|
2
|
Иодко С.Т.
|
диплом
|
2
|
Маршрутами памяти-маршрутами единства
|
Ноябрь 2021
|
1 место
|
Иодко С.Т.
|
приказ
|
3
|
Фестиваль конкурс «Огонёк приглашает друзей» в номинации проект «Историческая память»
|
Февраль 2022
|
3 место
|
Иодко С.Т.
|
приказ
|
4
|
Научно-практическая конференция
« Великая Отечественная война: история и память»
|
Февраль 2022
|
участие
|
Иодко С.Т.
|
приказ
|
4
|
Творческий конкурс, посвящённый Году народного единства
|
Сентябрь 2021
|
3 место
(республика)
|
Петрусевич Л.Ю.
|
диплом
|
5
|
Дистанционный конкурс “Роднаму краю часціцу душы прысвячаю”
|
Октябрь 2021
|
2 место
|
Петрусевич Л.Ю.
|
диплом
|
6
|
Проект «Ад вытокаў да будучыні”
|
Декабрь 2021
|
2 место
(область)
3 место
(область)
|
Петрусевич Л.Ю.
|
диплом
|
7
|
Фотоконкурс «Лучший кадр» в номинации «Помним и чтим»
|
Ноябрь 2021
|
3 место
|
Петрусевич Л.Ю.
|
диплом
|