РУС БЕЛ ENG

Инновационная деятельность 2021 - 2024

Информационная характеристика проекта

  1. Название проекта: «Внедрение модели формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа посредством использования историко-культурных ресурсов региона в учебной и внеклассной работе учреждений общего среднего и дополнительного образования»
  2. Научное сопровождение проекта:Пурышева Наталья Михайловна, доцент кафедры дидактики и частных методик учреждения образования «Могилевский государственный областной институт развития образования», кандидат кандидата исторических наук, доцент; +375299592013; е-mail: prepod55@mail.ru

СПРАВКА

о (промежуточных) результатах реализации

инновационного проекта

«Внедрение модели формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа посредством использования историко-культурных ресурсов региона в учебной и внеклассной работ учреждений общего среднего образования»,

2021/2022 уч. г.

Руководитель  проекта        

Адамчук Иван Чеславович

Моб. +375 29 7891505

231324, Гродненская область, Лидский район, агрогородок Ваверка, улица Молодёжная д.6

Адрес электронной почты учреждения образования

sch wawerka@tut.by                                                            

Ваверка,2022

Тема инновационного проекта: «Внедрение модели формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа посредством использования историко-культурных ресурсов региона в учебной и внеклассной работе учреждений общего среднего образования»

 

 

Сроки реализации: 2021-2024 годы

 

Руководитель проекта: Лясковская Марина Сергеевна

 

Консультант проекта: Пурышева Наталья Михайловна

 

Количество участников: 5 педагогов,   42 учащихся

 

Сегодня мало дать знания, нужно вырастить настоящего гражданина, патриота, научить его мыслить, выражать свое мнение. Стоит задача побудить учащихся формировать собственную гражданскую позицию, почувствовать сопричастность ко всем важным событиям и достижениям прошлого и настоящего белорусского народа. Личность гражданина-патриота характеризуется проявлением чувства любви к стране, родному краю, близким людям, гордости за свое Отечество, за его историю и достижения народа, почитанием национальных святынь и символов. Особую актуальность приобретает поиск новых подходов к вовлечению школьников в социально-культурную деятельность, содержание которой составляет комплекс педагогически целесообразных форм, средств и методов патриотического воспитания.

Одна из основных задач учреждения образования состоит в том, чтобы наряду с развитием у учащихся познавательной активности, способствовать развитию ценностного отношения к важнейшим сторонам прошлого и современности. Формирование эмоционально-ценностного отношения к миру связано с формированием идеалов личности и находит свое проявление в актуальной системе ее ценностных ориентаций, которая, в итоге, определяет направленность личности.

Историко-культурное наследие «малой Родины» является действенным средством формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа, так как оно способствует выявлению связи региональной истории с Отечественной историей.

Целесообразность осуществления данного инновационного проекта обусловлена общими задачами, стоящими перед учреждением образования  – сохранение исторического наследия белорусского народа, вовлечение учащихся в активную поисковую и исследовательскую деятельность.

 Лидский район богат своим историко-культурным прошлым. Определение историко-культурных ресурсов региона, способствующих формированию у учащихся эмоционально-ценностного отношения к героическому прошлому белорусского народа, является непосредственной задачей учреждений образования – участников проекта.

Историко-культурные ресурсы региона города Лиды и Лидского района: Памятник «Пушка»; гранитная стела на братской могиле евреев; бетонная плита на братской могиле расстрелянных евреев; Мемориальный комплекс на братской могиле 6700 евреев; курган Бессмертия; скульптурный памятник на братской могиле; памятник в честь воинов-освободителей; стела на месте расстрела лидских подпольщиков; скульптурная композиция «Колокол» на братской могиле подпольщиков и мирных жителей; памятник 12 воинам; братская могила советских воинов и партизан; скульптурная композиция «Женщина с ребенком» на братской могиле красноармейцев и партизан; скульптура «Скорбящая мать» на братской могиле 200 военнопленным; стела погибшим землякам; мемориальный комплекс погибшим землякам-подпольщикам.

  1. Цель промежуточного этапа инновационного проекта: разработка научного обоснования и методического инструментария эффективной реализации модели формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа; определение образовательно-воспитательного потенциала историко-культурных ресурсов региона и возможности его использования в учебной и внеклассной работе учреждений общего среднего образования.

   На данном этапе внедрения модели формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа посредством использования историко-культурных ресурсов региона в учебной и внеклассной работе в педагогическую практику учреждением образования решались следующие задачи:

  1. Организовать подготовку участников инновационного проекта к реализации модели формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа;
  2. Обеспечить организационно-управленческие условия для реализации модели формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа;
  3. Создать развивающую образовательную среду на основе комплексного планирования учебной и внеклассной работы при изучении героического прошлого белорусского народа;
  4. Обеспечить социально-педагогические условия для разработки научного обоснования и методического инструментария с целью определения образовательно-воспитательного потенциала историко-культурных ресурсов региона и возможности их использования в учебной и внеклассной работе школы;
  5. Провести апробацию с целью осуществления отбора эффективных форм, средств, методов и технологий в воспитательном пространстве, способствующих формированию эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа;
  6. Обобщить результаты инновационной деятельности на промежуточном этапе, разработать методические рекомендации по внедрению модели формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа в образовательную практику учреждения образования.

В условиях инновационного этапа развития ГУО «Ваверский детский сад-средняя школа» целью работы педагогического коллектива является создание инновационной образовательной среды, способствующей эффективному и качественному процессу воспитания, обучения, развития учащихся с учётом их возрастных, индивидуальных, творческих особенностей.

Инновационный проект в ГУО «Ваверский детский сад - средняя школа» реализуется первый год. Проведены следующие организационные мероприятия:

-  утверждён состав участников инновационного проекта в 2021\2022 учебном году;

-  определены группы участников : члены кружка “Калоўрот”(1 и 2 классы),   руководитиель музея, члены клуба “Ваверские ястребы” (9-10 классы), 11 класс, на базе котрых осуществляется инновационная деятельность;

-  установлены надбавки педагогическим работникам, принимающим участие в инновационной деятельности;

-распределены  функциональные обязанности между участниками инновационной деятельности.

В проекте участвует 5 педагогов, из них 1 руководитель школьного методического объединения, классные руководители 2,4,7,9,10 классов, 42 учащихся и их законные представители.

Участники инновационной деятельности: классные руководители, руководитель военно-патриотического воспитания, педагог дополнительного образования, руководитель патриотического клуба руководитель школьного музея.

№ п

Ф.И.О.  учителя

Должность

Категория

1

Волынец Н.И.

учитель начальных классов, педагог дополнительного образования, классный руководитель 2 класса

первая

2

 Септилко  О.М.

учитель русского языка, психолог, классный руководитель 9 класса

первая

3

Кулаковский Л.С.

руководитель военно-патриотического воспитания, классный руководитель 7 класса

первая

4

Иодка С.Т

учитель математики, руководитель патриотического     клуба, классный руководитель 10 класса

первая

5

Петрусевич Л.Ю.

учитель начальных классов, руководитель музея, педагог дополнительного образования; классный руководитель 4 класса

первая

Планируется к окончанию 2022/2023  учебного года включить  всех педагогов учреждения образования в активную деятельность по реализации проекта. В проектную команду на основании директора включены квалифицированные мотивированные  педагоги с высоким уровнем инновационной компетенции, с определением функциональных обязанностей. В частности, функциональные обязанности участников инновационного проекта определены следующим образом:

Директор, руководитель инновационного проекта:

  • осуществляет общее регулирование и координацию инновационной деятельности;
  • осуществляет контроль за выполнением календарного плана инновационной работы.

Заместитель директора по основной деятельности:

  • осуществляет консультирование и методическое сопровождение участников инновационной работы;
  • осуществляет контроль за проведением мониторинга инновационной работы педагогами;
  • осуществляет контроль за качеством проведения занятий объединений по интересам, заседаний патриотического клуба , внеклассных мероприятий;
  • осуществляет контроль за ведением педагогами дневников инновационной работы;
  • осуществляет подготовку отчетов по инновационной работе;

Руководитель дополнительного образования, руководитель патриотического клуба, руководитель военно-патриотического воспитания , классные руководители, руководитель музея :

  • внедряют модель формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа посредством использования историко-культурных ресурсов региона в учебной и внеклассной работе учреждений общего среднего и дополнительного образования;
    • выстраивают деятельность в рамках инновационного проекта;
    • осуществляют микроисследования в рамках инновационного проекта;
    • фиксируют промежуточные результаты инновационной работы;
    • ведут дневник участника инновационной деятельности;
    • представляют руководителю учреждения образования отчет по результатам инновационной деятельности.

Эффективному управлению способствовало использование современных управленческих технологий. Много внимания руководителем проекта уделялось развитию рефлексивной культуры педагогов – инноваторов через организацию методических летучек, методических семинаров – практикумов.

С целью кадрового обеспечения проекта разработана и осуществляется программа непрерывного повышения квалификации участников инновационной деятельности. В рамках информационно-методического обеспечения инновационной деятельности организовано обучение педагогов через участие в работе постоянно действующего семинара «Развитие профессионально-педагогической культуры педагогов посредством внедрения  модели формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа посредством использования историко-культурных ресурсов региона в учебной и внеклассной работе). Регулярно проводятся индивидуальные и групповые консультации, собеседования по теме проекта. Результатом широкого и повсеместного  использования инновационных походов является внедрение новых форм и методов методической работы, повышение уровня методической работы, ее интерактивный характер.

В течение учебного года осуществлялось взаимодействие участников инновационного проекта, проводилась коррекция инновационной деятельности на основе диагностики достижений и затруднений педагогов.

Задачи подготовительного этапа, в основном, решены: созданы необходимые условия для внедрения  модели по  формированию эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа посредством использования историко-культурных ресурсов региона в учебной и внеклассной работе.

Проблемно - ориентированный анализ  состояния работы позволил правильно определить проблемное поле, актуальную проблему и способы разрешения проблемы  через системный подход к формированию эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа посредством использования историко-культурных ресурсов региона в учебной и внеклассной работе.  Были определены тема, цель, задачи и критерии оценки результатов инновационной деятельности.

На подготовительном этапе был диагностирован уровень инновационной  компетентности педагогов, определена их практическая готовность к реализации проекта ««Внедрение модели формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа посредством использования историко-культурных ресурсов региона в учебной и внеклассной работе учреждений общего среднего и дополнительного образования». У большинства педагогов высокий уровень мотивации к инновационной деятельности. Три педагога: Иодко С.Т., Волынец Н.И., Септилко О.М. (60% от количества участников на начальном этапе) были практически готовы к реализации инновационного проекта, имеют  опыт работы в инновационной деятельности. Таким образом, работа  над данным инновационным проектом  велась, опираясь на педагогов, имеющих опыт инновационной деятельности.

Проведена разъяснительная работа с законными представителями и учащимися о необходимости деятельности учреждения образования по формированию эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа посредством использования историко-культурных ресурсов региона в учебной и внеклассной работе учреждений общего среднего и дополнительного образования в контексте следующих мероприятий:

-родительское собрание «Особенности  организации идеологической  и воспитательной работы  в  условиях инновационной деятельности» (протокол №1 от 31.08.2021);

- родительское собрание «Ценности-основополагающий компонент духовной культуры в формировании мировоззрения личности» (протокол №4 от 21.02.2022).

Успешная реализация проекта на данном этапе обусловлена прежде всего  системным инновационным характером стратегического и оперативного управления проектом. Технологическая эффективность управленческой деятельности обеспечивается использованием  компетентностного, деятельностного, исследовательского подходов. Разработана инфраструктура проекта. Образованы и работали  следующие микрогруппы: аналитическая (Лясковская М.С.), диагностическая (Септилко О.М.), информационная (Кулаковский Л.С., Иодко С.Т.), взаимодействие с родителями (Волынец Н.И., Петрусевич Л.Ю.), стимулирования (Адамчук И.Ч.). Наиболее продуктивно работала информационная группа, которой были подготовлены семинары-практикумы по теме проекта, переодически составляются аннотированные списки литературы, проводятся собеседования по изучаемой литературе, в результате которых определяются направления и приёмы адаптации научных идей и инновационного опыта в своей работе.

Хороший результат получен при реализации проектов «Первым делом самолёты» на 3 ступени обучения (руководитель военно-патриотического клуба «Ваверские ястребы» Иодко С.Т., классный руководитель 10 класса); проект «Память родной земли», руководитель музея «Спадчына», классный руководитель 4 класса Петрусевич Л.Ю.)

 В рамках информационно-методического обеспечения инновационной деятельности:

- изучены методические рекомендации по проведению инновационной деятельности;

-организовано обучение педагогов через участие в работе методического объединения классных руководителей;

-проведены индивидуальные и групповые консультации, собеседования по теме проекта;

-в течение учебного года осуществлялось  взаимодействие участников инновационного проекта. Осуществлена теоретическая подготовка педагогов по теме инновации:

Теоретический  блок:

Месяц

Мероприятия

Ответственный

31.08.2021

Семинар «Исследовательская деятельность  и ее роль в формировании эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа»

Лясковская М.С.

15.10.2021

Семинар «Историко-культурное наследие «малой Родины» - действенное средство формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа»

 Волынец Н.И. Петрусевич Л.Ю.

19.11.2021

Постоянно действующий семинар

«Развитие профессионально-педагогической культуры педагогов посредством внедрения  модели формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа посредством использования историко-культурных ресурсов региона в учебной и внеклассной работе»

Лясковская М.С.

Практический  блок:

Месяц

Мероприятия

Ответственный

10.09.2021

Методический практикум «Инновационные технологии - в помощь учителю-предметнику по формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа в учебной работе»

Кулаковский Л.С.

30.11.2021

Краеведческая конференция «Путеводитель по Лидскому району»; исследовательская работа «История одного храма»; проект «Солдат войны не выбирает»

Волынец Н.И.

Петрусевич Л.Ю.

16.04.2022

Научно-практическая конференция «Войной испепелённые года»; презентации событий Великой Отечественной войны

 

Иодко С.Т.

 

Практическая реализация проекта основывалась на системной работе педагогов-инноваторов, проводилась фиксация результатов деятельности в дневнике педагогических наблюдений.

Основная работа проводилась в форме организации мероприятий гражданско-патриотической направленности: участие в гражданско-патриотических акциях, творческих конкурсах, проектах различного уровня, экскурсиях; работа экскурсионных групп на базе школьного музея в условиях реализации инновационного проекта.

Много внимания руководителями проекта  уделялось развитию рефлексивной культуры педагогов-инноваторов через организацию рефлексивных встреч, методических семинаров. Ресурсное обеспечение инновационной деятельности: участники проекта грамотно используют информационно-коммуникативные технологии, в интегрированной библиотеке оформлена постоянно-действующая   сменная подборка литературы  «В помощь педагогу - инноватору». Информационное обеспечение инновационной деятельности организовано силами информационной группы в сотрудничестве с библиотекой.

Результатом широкого и повсеместного использования инновационных подходов является  внедрение новых форм и методов  воспитательной работы, придание ей интерактивного характера.

Педагоги – участники инновационного проекта показали педагогическую компетентность,  умение управлять коллективом класса.

 В ходе реализации инновационного проекта совершенствовалась проектировочная компетентность: педагоги углубляли знание основ проектировочной деятельности, умение формулировать цель, задачи, определять структуру проекта, способность моделировать в рамках проекта.

Тема самообразования педагогов соответствует индивидуальной теме работы над проектом, находит отражение  в дневнике учителя-инноватора.

 

 

ФИО учителя инноватора

Тема инновационной деятельности

1

Иодко С.Т.

Формирование  у учащихся  эмоционально-ценностного отношения  к историческому прошлому белорусского народа     средствами патриотического клуба.

2

Кулаковский Л.С.

Формирование  у учащихся  эмоционально-ценностного отношения  к историческому прошлому белорусского народа   через организацию  внеурочной деятельности и работы по военно-патриотическому воспитанию.

3

Волынец Н.И.

Формирование  у учащихся  эмоционально-ценностного отношения  к историческому прошлому белорусского народа   через организацию работы кружка «Калоўрот”.

4

Петрусевич Л.Ю.

Практико-ориентированный подход при организации работы музея по изучению исторического прошлого белорусского народа.

Промежуточные результаты  реализации инновационного проекта показывают, что педагогами  - участниками инновационного проекта накоплен положительный опыт, который способствует существенному повышению качества учебной и внеклассной работы.

Педагоги получали помощь в подборе литературы, обзорах интернет-ресурсов, в организации работы мини-проектов, осуществлялось индивидуальное консультирование, обмен опытом между участниками проекта.

Инновационная деятельность в течение года всего педагогического коллектива осуществлялась на диагностической основе. В течение учебного года проводилась комплексная диагностика достижений и затруднений педагогов.

Затруднения возникают при организации исследования эффективности инновационной деятельности, ведении документации проекта.

На основе затруднений велась коррекция плана работы. По прежнему вызывают большие затруднения организация и проведение участниками проекта исследование своей педагогической деятельности.

 На основе промежуточной диагностики будут внесены коррективы  в планирование работы на 2022/2023 учебный год.

Командная работа  на диагностической основе повысила эффективность оперативных управленческих решений. Современные подходы к организации инновационной деятельности, способствовали решению задач проекта, формированию ключевых компетенций его участников, повышению инновационной компетентности участников, развитию мотивации к инновационной деятельности.

В качестве критериев и показателей эффективности инновационной деятельности были определены: сформированность эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа, уровень сформированности социально-гражданских компетенций, обученность учащихся, воспитанность учащихся, удовлетворенность субъектов качеством образовательного процесса, уровень взаимодействия участников инновационного проекта, инновационная компетентность педагогов, качество управления инновационными процессами. Была проведена диагностика удовлетворённости педагогов и учащихся результатами реализации инновационного проекта (Приложении 4), которая свидетельствует, что общий уровень удовлетворенности различными сторонами образовательного пространства учащихся и родителей –высокий.

Задачей первого этапа реализации инновационного проекта было обеспечение обратной связи между субъектами и объектами инновационного проекта. Но основным критерием результативности работы по гражданско-патриотическому воспитанию являются непосредственные конкретные действия учащихся, их активность, готовность к выполнению той или иной патриотической миссии. И здесь реальный вклад учащихся нашей школы проявляется в зримых конечных результатах: участие в различных акциях и проектах, конкурсах районного, областного, республиканского уровня, раскрывающих знание истории и героического прошлого родного края.

В течение отчётного периода с целью определения динамики результатов инновационной деятельности согласно разработанным критериям, выполнен ряд исследований, в ходе которых получены положительные результаты (Приложение 5). У учащихся, участников инновацционного проекта, появилось чёткое представление о необходимости получения знаний об истории и культуре своего региона, мотивация учащихся на достижение успеха значительно повысилась. У учащихся сформировался ряд компетенций: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, коммуникативная, компетенция личностного самосовершенствования.

 За период август-март 2021/2022 учебного года у учащихся возрос интерес к исследовательской деятельности, отмечается положительная динамика участия в различного вида конкурсах, научно- исследовательских конференциях, развились учебные компетенции, сократилось время усвоения предметного материала, повысилась эмоциональная сторона организации процесса. Результатом мероприятий по внедрению проекта стала активная интеллектуальная, познавательная, творческая деятельность учащихся. Повысилось качество образовательной деятельности.

Мы принимали участие в написании исследовательских работ, проектов,  социальных инициатив, создании методических разработок, где становились призёрами и победителями на районном и областном уровнях.

Активное участие в районных и областных конкурсах патриотической направленности принимают члены  патриотического клуба  «Ваверские ястребы», актив музея «Спадчына».

Повысилась заинтересованность педагогов школы в освоении инновационного оборудования, образовательных технологий и методов; увеличилось число педагогов, участвующих в конкурсном движении.

Результатом работы учреждения образования в режиме инновационной деятельности стало проведение участниками инновационного проекта всех запланированных на август-март 2021/2022 учебного года мероприятий.  Было обеспечено единство целевых и содержательных компонентов программы в соответствии с программой инновационного проекта и календарным планом.

В течение учебного года с целью формирования эффективной педагогической практики использования современных образовательных технологий в воспитательной работе проводились общешкольные мероприятия гражданско-патриотической направленности: создание  интерактивной платформы «Память о прошлом для будущих поколений»; игра-путешествие «75 героических страниц Победы» ; конкурс эссе «Война глазами потомков»; акция  «Сиреневый май»; краеведческая конференция «Путеводитель по Лидскому району»; проект шестого школьного дня «Помним о прошлом. Создаём будущее»; «Карта героических событий  и  памятников, посвящённых Великой Отечественной войне в Лидском районе»;  маршрут экскурсии «По следам войны Лидского района», проект « Память родной земли»,  «Калейдоскоп мемориальных знаков», «Имя на камне», акция «Память у дзеянні”, детские и молодёжные инициативы “Действем вместе”, “Служу Отчизне”.

Свой опыт педагоги транслировали, выступая на семинарах  и методических объединениях  районного и областного уровней (Приложение 6, приложение 7 ,приложение 8).

На данном этапе реализации инновационного проекта изучено научно-теоретическое пространство основ патриотического воспитания подрастающего поколения, что способствовало поиску и внедрению наиболее эффективных моделей сопровождения учащихся на основе построения индивидуальных образовательных траекторий. Анализ критериев и показателей эффективности реализации проекта за истекший период даёт основания говорить о количественном и качественном росте профессионального мастерства педагогов.

Осуществляемая инновационная деятельность соответствовала концептуальным положениям инновационного проекта, которые заключались в реализации содержания, приёмов, способов, форм и методов. Результатом работы стало проведение участниками инновационного проекта всех запланированных на август-май 2021/2022 учебного года мероприятий, было обеспечено единство целевых и содержательных компонентов программы.

Комплекс проведённых в ходе внедрения проекта мероприятий и исследований позволяет сделать следующие выводы: деятельность педколлектива ГУО «Ваверский детский сад-средняя школа» и творческой группы по внедрению модели формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа посредством использования историко-культурных ресурсов региона в учебной и внеклассной работе учреждений общего среднего образования в учреждении общего среднего образования соответствует требованиям, предъявляемым к инновационной деятельности в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании и Инструкцией о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности.

На основании полученных результатов мониторинга инновационной деятельности можно сделать следующие выводы:  в учреждении образования созданы условия для формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа; расширены возможности для обмена опытом, сотрудничества и распространения передового педагогического опыта через организацию семинаров.

Работа педагогического коллектива ГУО «Ваверский детский сад-средняя школа», осуществляемая в рамках инновационной деятельности, нуждается в дальнейшей реализации, которая в 2022/2023 учебном году будет предусматривать: сотрудничество и солидарность социума учреждения образования в решении проблем социализации учащихся, формирования коммуникативной культуры всех субъектов образовательного процесса; расширение диапазона изучения современных образовательных технологий педагогами и тем самым углубление работы по формированию индивидуального стиля педагогической деятельности учителя; выявление и учёт интересов, потребностей взаимодействия участников при организации совместной деятельности и общения; повышение уровня профессионально-педагогической культуры учителей;  организация  серии семинаров для педагогов района с целью пропаганды полученного педагогического инновационного опыта; совершенствование системы внутришкольного обучения и развития педагогов за счёт освоения новых педагогических технологий и их применения в учебно-воспитательной деятельности, на занятиях кружка; завершение разработки методических рекомендаций для распространения в массовую образовательную практику опыта внедрения модели формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа посредством использования историко-культурных ресурсов региона в учебной, внеклассной работе, дополнительного образования.

Технология формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа подтверждает свою эффективность в работе с учащимися, поскольку будет способствовать осознанию и пониманию учащимися ключевых событий истории нашего государства, сохранению идеалов присущих нашему обществу, осознанию сопричастности себя и своей семьи ко всем важным историческим событиям и достижениям белорусского народа.

Таким образом, задачи, поставленные в 2021/2022 учебном году, решены.

Ход реализации проекта и его промежуточные результаты подтверждают актуальность данной модели для системы образования Республики Беларусь. Рекомендуется продолжить внедрение проекта в 2022/2023 учебном году.

 

Справку о результатах (промежуточных) реализации инновационного проекта «Внедрение модели формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа посредством использования историко-культурных ресурсов региона в учебной и внеклассной работе учреждений общего среднего образования» составила:

 

Лясковская М.С., заместитель директора по основной деятельности          ГУО «Ваверский  учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа».

 

 

Приложение 2

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА 

«Оценка готовности учителя к участию в инновационной деятельности»

Инструкция: Уважаемые коллеги! Оцените, пожалуйста, предложенные критерии своей готовности по 5-балльной шкале.

 

Критерии

1

2

3

4

5

I. Мотивационная направленность личности

1

Заинтересованность в деятельности

 

 

 

 +

 

2

Стремление к достижениям

 

 

 +

 

 

3

Стремление к лидерству

 

 

 +

 

 

4

Стремление к получению высокой оценки деятельности со стороны администрации

 

 

 +

 

 +

5

Личная значимость деятельности

 

 

 

 

 +

6

Стремление к самосовершенствованию

 

 

 

 

 +

Всего:

                          28

II. Креативность педагога

7

Способность отказаться от стереотипов в педагогической деятельности, преодолеть инерцию мышления

 

 

 

 +

 

8

Стремление к риску

 

 +

 

 

 +

9

Критичность мышления, способность к оценочным суждениям

 

 

 

 +

 

10

Способность к самоанализу, рефлексии

 

 

 

 

 +

Всего:

                           20

III. Профессиональные способности учителя к осуществлению инновационной деятельности

11

Владение методами педагогического исследования

 

 

 +

 +

 

12

Способность к планированию экспериментальной работы

 

 

 

 +

 

13

Способность к созданию авторской концепции

 

 

 +

 

 

14

Способность к организации эксперимента

 

 

 

 +

 

15

Способность к коррекции своей деятельности

 

 

 

 +

 

16

Способность использовать опыт деятельности других педагогов

 

 

 

 

 +

17

Способность к сотрудничеству

 

 

 

 +

 

18

Способность разрешать конфликты

 

 

 

 +

 

Всего:

                           38

IV. Индивидуальные особенности личности учителя

19

Работоспособность в инновационной деятельности

 

 

 

 

 +

20

Уверенность в себе

 

 

 

 

 +

21

Ответственность

 

 

 

 

 +

Всего:

                            15

Всего баллов:

                           101

Обработка результатов. На основе полученных результатов делаются выводы:

- о высоком уровне готовности педагога к участию в инновационной деятельности – набрано от 105  до 75 балла; - среднем уровне – от 74 до 55 баллов; - низком уровне – менее 55 баллов.

 

Приложение 3

Анкета

«Психологический климат в коллективе»

 

№ п/п

В какой степени вы удовлетворены

Оценка

1.

Вашей работой в школе?

 5

2.

Вашими взаимоотношениями с коллегами (дружбой с товарищами)?

3.

Заботой администрации об удовлетворении Ваших нужд?

4.

Готовностью коллег оказать помощь в работе?

3

5.

Настроением в коллективе (его жизнерадостностью, оптимизмом)?

6.

Культурной и интеллектуальной атмосферой в коллективе?

7.

Тем, в какой мере администрация прислушивается к Вашим замечаниям и предложениям, касающимся работы школы?

8.

Культурно-массовыми мероприятиями, совместным отдыхом?

9.

Тем, насколько доброжелательно и объективно оценивается Ваша работа?

10.

Отношением коллектива к работе?

11.

Организованностью и порядком в работе школы?

 4

12.

Творческой атмосферой в коллективе?

 4

13.

Вашими взаимоотношениями с руководителями?

 4

14.

Согласованностью и единством действий педагогов?

 4

15.

Отношением учащихся к учебе?

 4

16.

Дисциплинированностью учащихся?

 5

17.

Тем, насколько рационально используются Ваши силы и время на работе?

 4

18.

Учебно-материальной базой школы?

 4

19.

Отсутствием «показухи» и формализма в работе?

 4

20.

Заработной платой?

 3

                                                                                                  Всего

4,05

5 - если Вы полностью удовлетворены, 4 - скорее удовлетворены, чем нет, 3 - трудно сказать (и да, и нет), 2 - скорее неудовлетворены, 1 - совершенно неудовлетворены.

В сентябре 2021 г. было проведено анкетирование педагогов на тему: «Психологический климат в коллективе». Анкетирование проводилось с целью выявления проблем в педагогическом коллективе.

В анкетировании приняло участие 21 педагог (68%). Анкета анонимная. Общий балл удовлетворенности – 4,05 балла, это говорит о том, что педагоги школы скорее удовлетворены психологическим коллективом, чем нет. Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что в коллективе преобладает бодрый, жизнерадостный тон, доброжелательность в отношениях, взаимная симпатия, взаимоотношениями с руководителями. Членам коллектива нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности. Коллектив активен, полон энергии, доброжелательно относится к новичкам, переживает успехи и неудачи товарищей, прислушивается к мнению каждого члена.

 

Приложение 4

 

Результаты анализа уровня удовлетворенности учащихся 

различными сторонами образовательного пространства в ГУО «Ваверский детский сад-средняя школа»

 

Дата проведения: 22-23 марта 2022 г.

В анкетировании приняли участие: 24 учащихся 7,9-11-х классов

Уровень удовлетворенности можно считать:

- высоким, если общий индекс удовлетворенности равен 70% и выше

- средним, если общий индекс удовлетворенности от 50% до 70%

- низким, если общий индекс удовлетворенности ниже 50%

 

Результаты анкетирования

 

Класс

Общий индекс удовлетворенности деятельностной стороной образовательного пространства      %

Общий индекс удовлетворенности организационной  стороной образовательного пространства %

Общий индекс удовлетворенности социально-психологической стороной образовательного пространства %

Общий индекс удовлетворенности административной стороной образовательного пространства

%

Групповой индекс удовлетворенности образовательным пространства

в целом %

7

95

93

87

95

92,5

9

96

92

86

97

92,75

10

80

87

91

89

86,75

11

82

90

93

91

89

В целом

89

89,2

89

92,8

90

 

Выводы:

    Общий уровень удовлетворенности различными сторонами образовательного пространства учащихся равен 90 %, что свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности. Высокий уровень удовлетворённости всеми сторонами образовательного процесса в 7,9-11 классах.

         89% учащихся удовлетворены деятельностной стороной образовательного пространства. Им нравится учиться в школе, внеклассные мероприятия кажутся   увлекательными, интересными, они считают, что классный руководитель интересно и эмоционально вместе с учащимися класса проводит классные и информационные часы. На внеклассных мероприятиях не бывает скучно и утомительно. В школе учат взаимодействовать с другими людьми, жить в обществе. Есть возможность проявить свои способности.

          Социально-психологической стороной образовательного пространства удовлетворено 89 % учащихся. Они считают, что   педагоги относятся к ученикам так, как они этого заслуживают. По их мнению, большинство учителей относятся к ученикам с уважением и пониманием, когда   возникают трудности, педагоги помогают. Ученики могут высказывать своё мнение, когда в школе принимают решение; не испытывают боязни и страха, когда нужно высказать своё мнение, хорошо себя чувствуют в школе среди сверстников, отношения с некоторыми учителями можно назвать доверительными. Большинство учителей школы вызывают у них симпатию и доверие. У учащихся хорошие отношения с одноклассниками, в   классе они ощущают свою ценность и значимость. В учреждении образования у них много друзей, с которыми   приятно встречаться и радостно общаться. Конфликтов с родителями из-за школы, как правило, не бывает.

    Административной стороной образовательного пространства удовлетворены 92,5 % учащихся.  Они считают, что учителя в школе интересуются мнением ребят, учащиеся могут свободно высказывать своё собственное мнение, если надо, обратятся за помощью к завучу, директору. Замечают, что в школе происходят изменения в лучшую сторону.

     89,2% учащихся удовлетворены организационной стороной образовательного пространства, а именно считают, что расписание работы объединений по интересам удобное, большая часть объединений работает в шестой школьный день, в школе уютно, красиво, чисто, их устраивает организация питания, жизнь в школе кажется насыщенной и интересной, в учреждении образования проходит много интересных мероприятий. Распорядок дня в школе целесообразен и хорошо продуман.

 

Результаты анализа уровня удовлетворенности родителей различными сторонами образовательного пространства в ГУО «Ваверский детский сад-средняя школа»

 

Дата проведения: 14-15 марта 2022 г.

Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей деятельностной, организационной, социально-психологической административной сторонами образовательного пространства.

В анкетировании приняли участие: 24 родителя учащихся 7,9-11-х классов

Критерии:

- индекс удовлетворенности деятельностной стороной образовательного пространства каждого участника опроса;

- индекс удовлетворенности организационной стороной образовательного пространства;

- индекс удовлетворенности социально-психологической стороной образовательного пространства;

- индекс удовлетворенности административной (управленческой) стороной образовательного пространства;

- общий индекс удовлетворенности.

Уровень удовлетворенности можно считать:

- высоким, если общий индекс удовлетворенности равен 70% и выше

- средним, если общий индекс удовлетворенности от 50% до 70%

- низким, если общий индекс удовлетворенности ниже 50%

 

Родители, законные представители

Общий индекс удовлетворенности деятельностной стороной образовательного процесса %

Общий индекс удовлетворен-ности организационной  стороной образовательного процесса %

Общий индекс удовлетворенности социально-психологической стороной образовательного процесса %

Общий индекс удовлетворенности административной стороной образовательного процесса %

Групповой индекс удовлетворенности образовательным процессом в целом

%

 

91

76

95

93

85

 

Выводы:

Общий уровень удовлетворенности различными сторонами образовательного процесса родителей равен 85%, что свидетельствует о высоком уровне удовлетворённости.

Высокий уровень удовлетворенности у всех опрошенных родителей, законных представителей.

Более всего родители удовлетворены социально-психологической стороной образовательного процесса 95% . Они считают, что учителя относятся к   ребёнку так, как он этого заслуживает, прислушиваются к мнению родителей и учитывают его; при решении общешкольных (классных) вопросов у родителей есть возможность взаимодействовать с другими родителями,  приятно и интересно бывать на родительских собраниях, у ребёнка в основном хорошие взаимоотношения c одноклассниками и учителями, в школе доброжелательная психологическая атмосфера.

Административной стороной образовательного процесса удовлетворены 93% родителей. Они придерживаются мнения, что управление школой, которое осуществляет администрация, способствует улучшению образовательного процесса. В учреждении образования заботятся о здоровье детей, о предупреждении перегрузок. При принятии управленческих решений администрация считается с мнением детей и родителей, у администрации школы родители всегда могут получить ответы на интересующие вопросы, касающиеся учёбы, личности ребёнка. Контроль за учебно-воспитательным процессом, осуществляемый администрацией, приносит пользу. Родителей в достаточной степени информируют о деятельности школы, об основных событиях в ней; родители всегда имеет возможность обратиться в учреждение образования за квалифицированным советом и консультацией. Деятельность администрации школы считают эффективной, довольны тем, что ребёнок обучается в учреждении образования.

Деятельностной стороной образовательного процесса удовлетворены 91% родителей. Они считают, что образовательное пространство в школе ориентировано на развитие личности каждого ребёнка, методы обучения и воспитательного воздействия по отношению к   ребёнку обычно приводят к хорошему результату, ребёнок редко жалуется на недомогание и плохое самочувствие во время уроков, результаты учения   ребёнка учителя оценивают объективно и справедливо, педагоги учитывают индивидуальные особенности   ребёнка. Родители согласны с содержанием воспитания в учреждении образования.

76% родителей удовлетворены организационной стороной образовательного пространства, а именно считают, что в школе уютно, красиво, чисто, проводятся интересные мероприятия. Организацию питания считают удовлетворительной. Для решения задач обучения и воспитания учреждение образования сотрудничает с другими организациями.  В школе удачно осуществляется работа с родителями.

22% родителей хотело бы, чтобы в школе проводилось больше совместных мероприятий родителей с детьми; у детей было бы больше возможности интересно проводить совместно свободное время.

 

Приложение 5

Критерии и показатели эффективности инновационного проекта

 

№ п/п

Критерий

Показатели

Диагностический инструмент

Результат, %

Октябрь 2021г.

Март 2022г.

1

Здоровье

Уровень психологический комфортности учащихся:

а) нормальный уровень тревожности и несколько повышенный

б) высокий уровень  тревожности и очень высокий

 

 

Шкала социально-ситуационной тревоги Кондаша

 

87

 

 

 

 

11

 

100

 

 

 

 

 -

Уровень психологической комфортности педагогов:

а)высокие показатели уровня психологической комфортности

 

 

 

 

Опрос

 

 

 

 

36

 

 

 

 

87

б) низкие показатели уровня психологической комфортности

 

62

 

13

2

Мотивация  достижения у учащихся

Характеристика аффективно-потребностной сферы учащихся:

а) широкая и узколичная социальная мотивация достижения

 

 

Опросник «Диагностика типа школьной мотивации у старшеклас-сников»

 

 

 

 

 

63

 

 

 

 

 

70

б) учебно-познавательная мотивация достижения

 

43

 

58

3

Воспитан-ность учащихся

Характеристика уровней воспитанности учащихся:

а)положительная динамика уровня воспитанности

 

 

Диагностическая

программа

изучения уровня

воспитанности

М.И.Шиловой

 

 

 

 

61

 

 

 

89

 

б) личностные достижения в социально значимой деятельности

37

9

 

Приложение 6

Трансляция опыта работы педагогов-инноваторов

 

  1. 25 апреля 2022 г. – районное методическое объединений классных руководителей семинар «Формирование краеведческой компетенции учащихся через проектно-исследовательскую деятельность»»; подготовка и проведение: Лясковская М.С., заместитель директора по основной деятельности; Петрусевич Л.Ю., руководитель МО классных руководителей;  Иодко С.Т., руководитель пастриотического клуба «Ваверский ястребы»;  Кулаковский Л.С., руководитель по военно-патриотическому воспитанию; Волынец Н.И. ,руководитель кружка “Калаўрот”.
  2. 16 марта 2022 г. – участие в районном методическом объединении руководителей музеев «Поисково-исследовательская работа в школьном музее»; участие руководителя музея «Спадчына» Петрусевич Л.Ю.

 

Приложение 7

 

Результативность участия педагогов  в областных и республиканских конкурсах

 

Ваверский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа

Областной конкурс виртуальных музеев. Номинация «Рекламный видеоролик», октябрь 2021

Петрусевич Л.Ю.

Диплом 1 степени

Ваверский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа

 Молодёжная экспедиция «Маршрутами памяти, Маршрутами единства», номинация «Герои земли Белорусской»

Иодко С.Т.

Диплом 3степени

Ваверский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа

Областной конкурс информационно-методических материалов

«Традиции и инновации в деятельности ОО «БРП О», гражданско-патриотическое направление «Бриколлаж классного руководителя.

Проект Машина времени», январь 2022

Иодко С.Т.

Диплом 3степени

 

Приложение 8

Результативность участия в областных и республиканских конкурсах

 

 

Название

Срок проведения

Результат (место)

ФИО педагога

Подтверждение результата документом (приказ; письмо; диплом)

1

Республиканский форум музеев

Октябрь 2021

сертификат

Петрусевич Л.Ю.

диплом

2

Конкурс виртуальных музеев

Ноябрь-декабрь 2021

1 место

(область)

Петрусевич Л.Ю.

приказ

3

Творческий конкурс, посвящённый Году народного единства

Сентябрь 2021

3 место

(республика)

Петрусевич Л.Ю.

диплом

 

 

 

 

 

 

4

Творческий конкурс, посвящённый Году народного единства

Сентябрь 2021

3 место

(республика)

Петрусевич Л.Ю.

диплом

5

Маршрутами памяти-маршрутами единства

Ноябрь 2021

3 место

(область)

Иодко С.Т.

приказ

6

Проект  «Ад вытокаў да будучыні”

Декабрь 2021

2 место

(область)

3 место

(область)

Петрусевич Л.Ю.

диплом

 

Результативность участия в  районных конкурсах

 

 

Название

Срок проведения

Результат (место)

ФИО педагога

Подтверждение результата документом (приказ; письмо; диплом)

1

Слет патриотических

клубов

Октябрь 2021

2

Иодко С.Т.

диплом

2

Маршрутами памяти-маршрутами единства

Ноябрь 2021

1 место

 

Иодко С.Т.

приказ

3

Фестиваль конкурс «Огонёк приглашает друзей» в номинации проект «Историческая память»

Февраль 2022

3 место

Иодко С.Т.

приказ

4

 Научно-практическая конференция 

« Великая Отечественная война: история и память»

Февраль 2022

участие

Иодко С.Т.

приказ

4

Творческий конкурс, посвящённый Году народного единства

Сентябрь 2021

3 место

(республика)

Петрусевич Л.Ю.

диплом

5

Дистанционный конкурс Роднаму краю часціцу душы прысвячаю”

Октябрь 2021

2 место

Петрусевич Л.Ю.

диплом

6

Проект  «Ад вытокаў да будучыні”

Декабрь 2021

2 место

(область)

3 место

(область)

Петрусевич Л.Ю.

диплом

7

Фотоконкурс «Лучший кадр» в номинации  «Помним и чтим»

Ноябрь 2021

3 место

Петрусевич Л.Ю.

диплом

Цель инновационного проекта сформировать эмоционально-ценностное отношение учащихся к героическому прошлому белорусского народа посредством использования историко-культурных ресурсов региона.

Задачи:

  1. Разработать научное обоснование и методический инструментарий эффективной реализации модели формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа.
  2. Определить образовательно-воспитательный потенциал историко-культурных ресурсов региона и возможности его использования в учебной и внеклассной работе учреждений общего среднего и дополнительного образования.
  3. Создать развивающую образовательную среду на основе комплексного планирования учебной и внеклассной работы при изучении героического прошлого белорусского народа.
  4. Разработать комплекс организационно-методических мероприятий интегративного характера по сопровождения инновационной деятельности педагогов и овладению ими компетенциями, а также эффективными формами, методами и средствами по использованию историко-культурных ресурсов региона в профессиональной деятельности.
  5. Разработать и реализовать комплекс мероприятий, обеспечивающих эффективное внедрение данного инновационного проекта (психолого-педагогическое, информационное сопровождение инновационной деятельности, взаимодействие учреждений образования, осуществляющих инновационную деятельность).
  6. Разработать Программу сотрудничества и социального партнёрства с заинтересованными общественными организациями, учебными заведениями, создать условия для её реализации.
  7. Сформировать, обобщить и распространить эффективный опыт работы в массовую образовательную практику.

Ожидаемые результаты внедрения модели развития готовности педагога к профессиональной самореализации в интегрированном образовательно-профессиональном пространстве

В результате реализации инновационного проекта предполагается:

создание системы ценностных ориентиров и формирования гражданско-патриотических качеств учащихся в процессе социально значимой деятельности;

положительная динамика уровня сформированности эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа;

создание в учреждениях образования системы воспитательной работы по формированию эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа посредством использования историко-культурных ресурсов региона;

повышение качества урочной и внеклассной работы; повышение удовлетворенности субъектов образовательного процесса его ходом и результатами;

создание медиапродуктов по результатам проекта, включающего виртуальные школьные музеи, заочные путешествия и экскурсии, видеоотчеты, альбомы, видеоуроки, творческие интерактивные экспедиции и др.;

создание банка информационных и научно-методических материалов по использованию историко-культурных ресурсов региона в учебной и внеклассной работе, разработка уроков и внеклассных мероприятий, критериев и диагностического инструментария оценки эффективности  реализации инновационного проекта, обобщение результатов инновационной деятельности;

разработка методических рекомендаций по формированию эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа;

активизация публикационной деятельности педагогов и учащихся по представлению результатов выполнения инновационного проекта, участия в научных мероприятиях разного уровня, в республиканских и региональных гражданско-патриотических акциях, творческих конкурсах, проектно-исследовательской деятельности.

Внедрение данной модели предоставит возможность систематизировать деятельность педагогических коллективов учреждений образования через внедрение эффективных научно-методических ресурсов: теоретических, диагностических, организационно-методических, включающих закономерности и принципы, формы и технологии, методы, приемы и средства формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа посредством использования историко-культурных ресурсов региона в учебной и внеклассной работе с целью повышения уровня воспитанности учащихся учреждений общего среднего образования, расширит опыт инновационной деятельности и уровень профессиональных компетенций педагогов.

Критерии и показатели оценки эффективности

инновационного проекта

Критерии

Показатель

Повышение качества образовательного процесса и его результат

- положительная динамика учебных и творческих достижений учащихся по учебным предметам;

- улучшение организационно-педагогических, материально-технических и социально-психологических условий;

- повышение уровня обеспеченности учреждений научно-методическими и информационно-аналитическими  материалами.

Полнота знаний об истории и  культуре своего региона

- знание об историческом, культурном наследии Республики Беларусь;

- активное вовлечение учащихся во  внеурочные формы деятельности;

-  вовлечение учащихся в исследовательскую и поисковую деятельность.

Воспитанность учащихся

- воспитание нравственных и эстетических чувств;

- приобретение умения высказывать и обосновывать нравственно-оценочные суждения;

- развитие гражданских компетенций учащихся;

-   воспитание мира позитивных эмоций и чувств.

Социально-педагогический инструментарий самоопределения учащихся  для приобретения практического опыта деятельности

- включение учащихся в систему социальных связей и отношений в обществе, в позиции широкого и позитивного общения;

- освоение социального опыта через самореализацию в социально значимых делах.

Повышение роли семьи в формировании навыков поведения, умения, навыков учащихся

-  повышение активности участия родителей в общественной жизни учреждения образования (мероприятия, экскурсии, конкурсы, фестивали);

-  улучшение характера межличностных отношений школьников и их родителей.

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов.

- рост уровня профессиональности педагогов и их психологической культуры, контрольно-оценочной деятельности;

- личностные достижения педагогов;

- способность к обобщению и распространению опыта работы.

Взаимодействие всех участников инновационной деятельности.

- осознание новой роли в образовательном процессе;

- удовлетворение запросов родителей на образовательные услуги;

- установление благоприятного психологического климата.

Продуктивность трансляции идей и опыта инновационного развития

- ознакомление с опытом ведется через методическую систему городского отдела образования, спорта и туризма;

- освещение опыта инновационной деятельности в СМИ.

Формирование позитивного имиджа учреждения образования.

- учреждение образования как центр внедрения модели формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа посредством использования историко-культурных ресурсов;

-    развитие учащихся через внедрение модели формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа.

Описание научных теорий и разработок, на основе которых создан инновационный проект

Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности – в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т.д. Разработка научно-теоретических основ патриотического воспитания подрастающего поколения на уровне человека, семьи, рода, школы, деревни-села, района, республики с учетом местной специфики и реальных возможностей остается одной из актуальных задач отечественной педагогической науки.

Проблема памяти о героическом прошлом нашей страны и воспитании на ее основе патриотизма и гражданственности у подрастающего поколения раскрывается в работах академика Национальной Академии наук Республики Беларусь А.А.Ковалени. В фундаментальном издании, вышедшем под его редакцией,[1] на высоком научно-теоретическом уровне обосновано положение о том, что белорусский народ вопреки всем сложностям сохранил свой язык, культуру, традиции, обычаи, построил свою государственность. Из этого следует общественно значимая задача – не только сохранить память о героическом прошлом, но и сделать его действенным инструментом воспитания гражданственности и патриотизма. Проблема исторической памяти о Великой Отечественной войне как ресурсе патриотического и гражданского воспитания посвящены работы А.Л.Ластовского, В.В.Даниловича, С.Н.Тёмушева, В.С.Болбаса, Н. В Проказиной, Ю.В.Дороховой, H.H.Хатнюк, Ю.В.Исаевой и др.

В отечественных педагогических исследованиях гражданское и патриотическое воспитание рассматривается в тесной взаимосвязи (В.В.Буткевич, Т.А.Гутарчык, В.А.Зенченко, Д.П.Зубко, Е.П.Маркович, О.Л.Сташкевич и др.). В.В.Буткевич раскрывает органическую взаимосвязь патриотического и гражданского воспитания, что предполагает в качестве основы патриотического и гражданского воспитания развитие у воспитанников любви к своему народу, государству[2]. Д.П.Зубко[3], Е.П.Маркович[4] выделяют в качестве важнейших задач гражданского воспитания формирование чувства патриотизма, отмечая, что по своей сущности патриотическое воспитание более тесно связано с понятием Родина, Отечество, страна.

Разработкой общих проблем гражданско-патриотического воспитания в современной педагогической науке занимаются как отечественные, так и зарубежные ученые (В.И.Бобрович, А.Л.Барчук, В.В.Буткевич, Л.А.Гащенко, Т.А.Гутарчик, Н.В.Ипполитова, А.В.Русецкий и др.). В имеющихся исследованиях раскрываются как теоретико-методологические (В.Л.Жук, С.М.Захарова, В.Т.Кабуш, Ф.В.Кадол, С.С.Кацевич, В.В.Мартынова, В.П.Тарантей и др.), так и методические его основы (Л.А.Казинец, А.Ю.Крикало, В.М.Петухов, А.У.Толкачева и др.).

Среди научных исследований, в которых рассматриваются социокультурные аспекты  формирования содержания гражданско-патриотического воспитания, следует отметить работы, посвященные вопросам развития просвещения и педагогической мысли Беларуси (С.В.Снапковская, Г.Р. Сенькевич и др.), влиянию народной педагогики и национально-культуных традиций белорусов на гражданско-патриотическое становление личности (Г.П.Орлова, В.С.Болбас, И.И.Калачева, Л.В.Ракова и др.).

Вопросы исторической обусловленности гражданско-патриотического воспитания особенностями развития белорусских земель в условиях становления белорусской государственности, религиозно-конфессиональных и национальных процессов, освещают исследования М.И.Вишневского, И.В.Вишневской, И.А.Марзалюка, А.С.Майхровича, С.А.Подокшина, В.В. Старостенко, Ю.Н.Бохана, А.В.Любого, Б.Д.Долготовича, Э.Г.Иоффе, В.Е.Козлякова, В.К.Коршука, В.С.Кошелева, В.Ф.Ладысева, О.А.Яновского и др.

Вопросы организации краеведческой работы, использования краеведческого материала для организации учебной и внеклассной деятельности школьников в связи с проблемой целенаправленного формирования у детей знаний о богатстве культурного наследия края рассматриваются в работах отечественных (А.А.Корзюк, М.В.Пивовар, И.М.Прокопович и др.) и зарубежных исследователей (И.И.Макарова, В.Г.Манджиева, Л.П.Разбегаева, А.Р.Батыршина, Г.И.Ведеиеева, Н.М.Головин и др.)

Актуальные проблемы воспитания гражданина и патриота нашей страны, рассматривались на Международной научно-практической конференции, которая проводилась в Институте социологии НАН Беларуси совместно с Государственным пограничным комитетом Республики Беларусь 16-17 мая 2019 года. В докладах и выступлениях участников конференции –   ученых и идеологических работников Беларуси, России и Украины –  актуализирована задача создания действенной системы патриотического воспитания, формирования у граждан нашей страны и молодежи устойчивых национально и патриотически ориентированных нравственных ценностей с использованием наиболее эффективные форм работы и ресурсов, сложившихся во всех видах образовательных учреждений[5]. Главный научный сотрудник Института социологии НАН Беларуси, доктор философских наук, профессор, академик НАН Беларуси Е.М.Бабосов отметил многоаспектность понятия патриотизм, охарактеризовал многообразие его источников, определил его ведущее место в составе культурного кода белорусов[6].

Различные аспекты понимания ценностных основ современной системы патриотического воспитания рассмотрены в работах Б.С.Гершунского, М.С.Кагана, В.Н.Мясищева, Н.Д.Никандрова, Ю.А.Райсвиха, В.А.Сластенина и др. Взаимосвязь ценностных ориентаций и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения прослеживается в работах В.И.Андреева, О.А.Ильясовой, И.Ф.Исаева, А.В.Кирьяковой, З.А.Мальковой, С.И.Маслова, Б.М.Неменского и др.

Исследованием ценностной проблематики с середины 20 века в советской и постсоветской  науке занимались Б.Г.Ананьев, Т.К.Ахаян, Б.М.Бим-Бад, М.В.Богуславский, З.И.Васильева, Б.С.Гинецинский, О.Г.Дробницкий, А.Г.Здравомыслов, П.Р.Игнатенко, М.Г.Казакина, А.В.Кирьякова, А.И.Кравченко, Г.Б.Корнетов, Т.Н.Мальковская, B.C.Мерлин, А.А.Ручка, В.А.Сухомлинский, В.П.Тугаринов, В.А.Ядов и др. Педагоги создавали классификационные модели ценностей, определяемые в качестве содержательной основы воспитания (В.А.Конаковский, А.В.Кирьякова, Н.Д.Никандров, P.M.Рогова); изучали сензитивность личности к присвоению ценностей на различных этапах онтогенеза.

Достаточно полно разработан психологический аспект формирования патриотизма, объясняющий природу патриотических чувств и сознания с позиции элементарных психических процессов. Важнейшие положения известного психолога Л.С.Выготского о высшей нервной деятельности (поведении) человека позволяют утверждать, что решающим фактором человеческого поведения является не только биологический, но и социальный фактор, который привносит с собой совершенно новые моменты в поведение человека. Исследования психологов Е.В.Андриенко, А.К.Колеченко, Р.Л.Кричевского, А.В.Петровского, Н.Ф.Талызиной утверждают, что психологические образования можно определять, формировать и развивать на основе деятельностного подхода к психике.

Методологическую значимость для нашего инновационного проекта представляет исследование социального психолога М.С.Фабрикант[7]. На основе анализа индивидуальных историй автор выявила особенности психологической составляющей белорусской национальной идентичности. Плодотворным является ее вывод о том, что основными психологическими ресурсами конструирования национальной идентичности выступают понимание и принятие социально разделяемых критериев национальной самоидентификации, а также индивидуальный опыт позитивно-негативного переживания национальных достижений и эмоции национальной гордости и любви к своей стране.

Проблема формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к миру, историческому прошлому, культурному наследию региона еще недостаточно исследована в отечественной науке, но хорошо разработана российскими педагогами на примере географии и истории[8]. В диссертации Е.Е.Сорокиной рассмотрены три группы методов, формирующие эмоционально-ценностное отношение учащихся к миру: методы эмоционально-личностного стимулирования, направленные на развитие мотивационной сферы личности (способность развития эмоций), методы осуществления ценностного обмена содержанием учебного материала, ориентированного на создание межличностного диалога, и методы рефлексии учебной деятельности, способствующие на основе самооценки и самоанализа самоидентификации личности. Данные методы базируются на взаимодействии учителя и учащихся, а также на взаимном уважении и доверии. Научно-методическими условиями реализации формирования у учащихся эмоционально-ценностного отношения являются создание учебных личностно-ориентированных ситуаций, организация и проведение смыслоориентированных самостоятельных работ, применение технологий личностно-ориентированного обучения и использование учебных материалов, ориентированных на формирование эмоционально-ценностного отношения.

Теоретические подходы к использованию историко-культурных ресурсов региона в условиях эколого-туристской деятельности раскрываются в исследовании М.В.Лесниченко-Роговской «Патриотическое воспитание старшеклассников в условиях эколого-туристской деятельности»[9]. Автор понимает патриотическое воспитание как процесс систематического и целенаправленного социально-педагогического взаимодействия как его организаторов, так и воспитанников характеризующийся сбалансированным использованием совокупности обоснованных средств, форм и методов с целью формирования: патриотического сознания (знание истории страны; понимание задач, стоящих перед страной, и своего патриотического долга); патриотических чувств (любовь к Родине – к родным местам, родной природе, родному языку; уважение к прошлому своей страны, обычаям и традициям своего народа); патриотических убеждений (стремление к защите чести и достоинства Родины, уважение к службе в армии, готовность защищать Родину); патриотической деятельности (активное и сознательное участие в деятельности, направленной на реализацию государственных и общественных интересов своей страны). Структура патриотического воспитания представлена в исследовании как система взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов: когнитивного; эмоционально-ценностного; мотивационно-потребностного; коммуникативного; деятельностного (поведенческого).

Специфика гражданско-патриотического воспитания и формирования у школьников ценностного отношения к историческому прошлому белорусского народа средствами музейной педагогики отражена в публикациях А.А.Корзюка, С.В.Снапковской , В.М.Воронович и др.

 


[1] История белорусской государственности. В 5 т. Т. 4. Белорусская государственность накануне и в период Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления (1939–1953 гг.) / А. А. Коваленя [и др.]; отв. ред. тома Н. Б. Нестерович; Нац. акад. наук Беларуси, Ин-т истории. – Минск: Беларуская навука, 2019. – 567 с.

[2] Буткевич, В. В. Патриотическое воспитание учащихся: история и современность / В.В. Буткевич. – Минск: Нац. ин-т образования, 2010. — 208 с.

[3] Зубко, Д.П. Современные аспекты воспитания патриотизма и гражданственности / Д.П.Зубко // Праблемы выхавання. – 2005. – №1. – С.12-16.

[4] 5. Маркович, Е.П. Воспитать человека – гражданина и патриота / Е.П. Маркович // Адукацыя і выхаванне. – 2006. – №4. –  С.30-34.

[5] Патриотизм и патриотическое воспитание в контексте вызовов современности :

материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 16–17 мая 2019 г. / НАН Беларуси, Ин-т социологии ; Госпогранкомитет ; Ин-т погранич. службы Респ. Беларусь ; редкол.: Г. П. Коршунов (гл. ред.) [и др.]. – Минск : ИПС РБ, 2019. – 433 с.

[6] Бабосов Е. М. Патриотизм – духовно-политическая основа адекватных ответов Беларуси на вызовы современности / Е.М.Бабосов  // Патриотизм и патриотическое воспитание в контексте вызовов современности : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 16–17 мая 2019 г. / НАН Беларуси, Ин-т социологии ; Госпогранкомитет ; Ин-т погранич. службы Респ. Беларусь ; редкол.: Г. П. Коршунов (гл. ред.) [и др.]. – Минск : ИПС РБ, 2019. – 433 с. С. 28-31.

[7] Фабрикант, М.С. Психологические ресурсы и механизмы конструирования национальной идентичности  в индивидуальных историях граждан Республики Беларусь: автореф. дис. ...психол. наук: 19.00.05 / М.С.Фабрикант. – Минск, 2018. – 30 с.

[8] Сорокина Е.Е.Формирование эмоционально-ценностного отношения учащихся к миру при изучении регионов и стран в курсе географии на профильном уровне: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.02: - С-Пб., 2008. - 18 с.; Гаврилова Н.Г. Формирование ценностного отношения к культурному наследию региона (На материале пропедевтических краеведческих курсов) : Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02: СПб., 1999 195 c.; Хлытина О.М. Формирование ценностного отношения к прошлому (На материале пропедевт. курса истории Отечества): Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 : СПб., 1997 24 c. и др.

[9] Лесниченко-Роговская, М.В. Патриотическое воспитание старшеклассников в условиях эколого-туристской деятельности: автореф. дис….канд. пед. наук: 13.00.05 / М.В.Лесниченко-Роговская. – Минск, 2015. – 27 с.

Обоснование целесообраности (актуальности) темы инновации.

Кодекс Республики Беларусь об образовании, Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021 – 2025 гг. закрепляют приоритет воспитания в учреждениях образования. Стержнем воспитательного процесса является целенаправленное и активное содействие личностному становлению гражданина и патриота своей страны, имеющего активную гражданскую позицию, готового к выполнению конституционной обязанности по защите Родины, формирование уважения к защитнику Отечества на примере героического прошлого белорусского народа. 

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения является стратегическим ресурсом развития общества. Стратегической целью гражданско-патриотического воспитания выступает воспитание личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. Гражданско-патриотическое воспитание формирует не просто законопослушного гражданина, а человека, осознанно и активно исполняющего свой гражданский долг. В соответствии со стратегической целью определяется педагогическая цель гражданско-патриотического воспитания.

Как социальный феномен патриотизм является особой ценностью, которая необходима человеку, поскольку придает его жизни глубокий смысл. Сегодня мало дать знания, нужно вырастить настоящего гражданина, патриота, научить его мыслить, выражать свое мнение. Стоит задача побудить учащихся формировать собственную гражданскую позицию, почувствовать сопричастность ко всем важным событиям и достижениям прошлого и настоящего белорусского народа.

Патриотизм – это сложное личностное образование, проявляющееся как особенности, качества, характеристики в чувствах, сознании, морально-волевых проявлениях, поступках и поведении, действиях и деятельности, в которых сочетаются любовь к Родине, к земле, где родился, гордость за исторические свершения народа. Личность гражданина-патриота характеризуется проявлением чувства любви к стране, родному краю, близким людям, гордости за свое Отечество, за его историю и достижения народа, почитанием национальных святынь и символов. В социально-педагогическом плане воспитание патриота – это социальный процесс, протекающий под воздействием как объективных факторов влияния социальной среды (семья, школа, общественные организации и т.д.), так и субъективных условий духовно-практической деятельности самой личности. Особую актуальность приобретает поиск новых подходов к вовлечению школьников в социально-культурную деятельность, содержание которой составляет комплекс педагогически целесообразных форм, средств и методов патриотического воспитания.

Одна из основных задач системы образования состоит в том, чтобы наряду с развитием у учащихся познавательной активности, способствовать развитию ценностного отношения к важнейшим сторонам прошлого и современности. Формирование эмоционально-ценностного отношения к миру связано с формированием идеалов личности и находит свое проявление в актуальной системе ее ценностных ориентаций, которая, в итоге, определяет направленность личности.

Ценности являются основополагающим компонентом духовной культуры человечества и базой в формировании индивидуального мировоззрения личности. Аксиологическая направленность педагогики чрезвычайно важна, так как формирование идеологии, взглядов, убеждений личности, поведенческих навыков, воспитание морали и нравственности всегда рассматривалось в качестве педагогической задачи. Функция опыта эмоционально-ценностных отношений – пристрастное, избирательное отношение к объектам и явлениям окружающего мира и себе, формирование системы личностных смыслов. Прошлое принимается учеником как личностная ценность, если он осознаёт связь между прошлым и собственной жизнью и если он способен в творческой, ценностно-ориентационной деятельности, в рефлексии выработать эмоционально-осознанное личностное отношение к героическим событиям отечественной истории. Задача педагога – организовать работу таким образом, чтобы знания о героическом прошлом белорусского народа способствовали развитию у учащихся эмпатии, идентификации себя с исторической судьбой народа. Сопричастность, сопереживание, сочувствие вызывают у детей позитивное отношение к событиям героического прошлого Беларуси. Педагогически грамотно организованная ситуация эмоциональной вовлеченности, в свою очередь, способствует формированию гражданской позиции, как чувства неразрывной связи с народом, сознания ответственности за безопасность и процветание Родины.

Одним из главных направлений духовно-нравственной жизни нашего общества является сохранение исторической памяти. В образовательном пространстве эта задача актуализируется тем, что учащимся необходимо сегодня не только иметь адекватное представление об историческом процессе на примере всемирной или отечественной истории, но и знать «свою», «личную» историю, запечатленную и сохраненную в «местах памяти», тех материальных и нематериальных объектах, которые являются символическими элементами наследия национальной памяти народа. Этот ресурс в нашей стране хорошо представлен на региональном уровне. Историко-культурное наследие «малой Родины» является действенным средством формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа, так как оно способствует выявлению связи региональной истории с Отечественной историей, с событиями всемирного масштаба, прежде всего, это – вклад белорусского народа в победу над фашистской Германией, героического прошлого родной страны.

Особое место в исторической памяти белорусского народа принадлежит событиям Великой Отечественной войны. Память о войне среди жителей Беларуси является достаточно целостной и не вызывающей противоречивых интерпретаций. В массовом сознании она представляется тяжелым испытанием для белорусского народа, проявившего в ней невиданный героизм. Эти социальные представления о прошлом полностью согласуются с тем образом войны, который функционирует в государственном дискурсе. При этом актуализируется связь прошлого и настоящего, победа в войне – это достояние народа, которым можно и нужно гордиться в современности. Это способствует выработке устойчивой положительной эмоциональной связи с национальной общностью.

Актуальность проекта обусловлена огромным значением эмоционально-ценностных отношений в развитии и воспитании личности. Осознание индивидом ценности объекта формирует ценностное отношение как определенный способ видения мира, важное место в котором занимают эмоции. Формой ценностных отношений является эмоционально-психологическая структура. В классификации выделяют предметные ценности как явления материального мира и субъектные, или духовные ценности. Система ценностей, подлежащая усвоению учащимися в процессе изучения разнообразных учебных предметов, включает общечеловеческие, общественные и личностные ценности. Общечеловеческие и нравственно-духовные ценности позволяют подчеркнуть гуманистические аспекты содержания образования.

В рамках учебных программ по отечественной истории, географии, русской и белорусской литературе формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к миру обозначено в качестве ведущей задачи образования. Данные вопросы не остались без внимания со стороны учителей, методистов, ученых-практиков. Отдельные аспекты этой проблемы освещали доктора исторических наук А.А. Коваленя, И.А.Марзалюк, А.М.Литвин, В.В.Данилович и др., кандидаты педагогических наук С.В.Панов, А.А.Корзюк, И.И.Богданович и др. Эти вопросы были актуализированы Президентом Республики Беларусь. А.Г. Лукашенко на вручении паспорта юным гражданам Беларуси подчеркнул: «Патриотизм – не просто разговоры о том, как мы любим Родину (хотя и говорить об этом надо). Это ежедневный труд на ее благо, сохранение исторических, культурных традиций, защита интересов государства и жизни людей. Все это ценности, которые нашим предкам приходилось отстаивать с оружием в руках». Особо Президент выделил героический подвиг тех, кто 75 лет назад отвоевал для белорусов право на существование, разгромив фашизм: «Они сохранили всем нам жизнь и свободу. Я убежден, что это наследие вы будете беречь так же, как и мы». Тем самым на государственном уровне сформулирована задача: продолжить систематическую и целенаправленную работу, как всех социокультурных институтов, так и индивидуумов по воспитанию социально активной личности гражданина и патриота. Использование историко-культурных ресурсов регионов Республики Беларусь будет способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к героическому прошлому белорусского народа и на этой основе воспитанию патриотизма – любви к своему дому, малой родине и стране.

В то же время изучение научной литературы, результатов современных исследований, анализ существующего опыта патриотического воспитания на основе формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа посредством использования историко-культурных ресурсов региона показывают наличие следующих противоречий:

- между насущной необходимостью формирования патриотизма как социально-духовного явления в обществе и девальвацией патриотических чувств, размытостью патриотического сознания, происходящих под влиянием различных факторов современной жизни;

- между возросшими потребностями общества, государства в формировании личности гражданина-патриота на основе национальных культурно-исторических традиций и преимущественной ориентацией подрастающего поколения в современном обществе на абстрактные человеческие ценности;

 - между насущной потребностью белорусского общества в патриотически настроенных гражданах и недостаточной сформированностью целенаправленного системного подхода к организации процесса патриотического воспитания с учетом региональной специфики;

- между возросшим интересом современных исследователей и практиков к разработке, совершенствованию, внедрению новых воспитательных технологий и недостаточной готовностью педагогов к применению их в области эмоционально-ценностных отношений  к историческому прошлому;

 - между потребностями учащихся в социально значимой деятельности, социальном самоутверждении и недостаточным обеспечением реальных условий для проявления учащимися патриотических чувств, осознания связи поколений, вклада каждой семьи в историю Родины.

Следует также отметить, что не в полной мере методически обоснованы подходы к содержательным аспектам названной проблемы. Научно-педагогическим сообществом осознано противоречие между необходимостью формирования у учащихся эмоционально-ценностного отношения к героическому прошлому белорусского народа и отсутствием системного подхода при преподавании предметов гуманитарного цикла в региональном компоненте, что обусловливает актуальность данной темы инновационного проекта.

Целесообразность осуществления данного инновационного проекта обусловлена общими задачами, стоящими перед учреждениями образования республики – сохранение исторического наследия белорусского народа, вовлечение учащихся в активную поисковую и исследовательскую деятельность.

Каждый регион нашей республики богат своим историко-культурным прошлым. Определение историко-культурных ресурсов региона, способствующих формированию у учащихся эмоционально-ценностного отношения к героическому прошлому белорусского народа, является неосредственной задачей учреждений образования – участников проекта.

Историко-культурные ресурсы региона города Лиды и Лидского района: Памятник «Пушка»; гранитная стела на братской могиле евреев; бетонная плита на братской могиле расстрелянных евреев; Мемориальный комплекс на братской могиле 6700 евреев; курган Бессмертия; скульптурный памятник на братской могиле; памятник в честь воинов-освободителей; стела на месте расстрела лидских подпольщиков; скульптурная композиция «Колокол» на братской могиле подпольщиков и мирных жителей; памятник 12 воинам; братская могила советских воинов и партизан; скульптурная композиция «Женщина с ребенком» на братской могиле красноармейцев и партизан; скульптура «Скорбящая мать» на братской могиле 200 военнопленным; стела погибшим землякам; мемориальный комплекс погибшим землякам-подпольщикам.

Общим для всех участников инновационного является сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне, поскольку она – ключевой фактор для формирования белорусской национальной идентичности, наиболее устойчивый и артикулированный комплекс в представлениях о прошлом граждан Беларуси.

Внедрение модели формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа посредством использования историко-культурных ресурсов региона в учебной и внеклассной работе учреждений общего среднего и дополнительного образования будет способствовать осознанию и пониманию учащимися ключевых событий истории нашего государства, сохранению идеалов присущих нашему обществу, осознанию сопричастности себя и своей семьи ко всем важным историческим событиям и достижениям белорусского народа.