РУС БЕЛ ENG

Тематический план на 2023/2024 год

 

 

 

 

План работы

Родительского университета

в Государственном учреждении образования

«Ваверская средняя школа Лидского района»

на 2023/2024 учебный год

 

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» для родителей учащихся I-IVклассов

 

Название раздела, темы

занятий, перечень изучаемых вопросов

Сроки проведения

Форма проведения

Ответственные

1

1-е классы

1.1

Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе.

Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально- психологической дез

адаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе

сентябрь

лекция/ практикум/ вебинар

Классные руководители

1.2

Тема 2. Режим дня школьника.

Соблюдение санитарно- гигиенических норм.

Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника

ноябрь

беседа/ практику/ мастер-класс

Классные руководители

1.3

Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка.

Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться

январь

круглый стол/

дискуссия/ форум

Классные руководители

1.4

Тема 4.Положительные эмоции в жизни школьника.

Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально- чувственной сферы для

формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка

апрель

семинар- практикум/психологический тренинг

Классные руководители

2

2-е классы

2.1

Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться.

Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка

октябрь

беседа/ семинар- практику/ вебинар

Классные руководители

2.2

Тема 2. Главные правила здорового образа жизни.

Здоровье школьника и его успехи в учёбе. Формирование здорового образа жизни

учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная

активность, положительные эмоции. Роль семьи в

физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья

декабрь

круглый

стол/семинар- практику/ вебинар

Классные руководители

2.3

Тема 3.Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка.

Семейное благополучие и семейное неблагополучие.

Факторы, причины и индикаторы семейного

неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия.

Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка

февраль

лекция/ семинар- практикум/психологический тренинг

Классные руководители

2.4

Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье.

Воспитание в труде. Роль семьи в развитии

работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться

май

круглый стол/

форум/ дискуссия/ мастер-класс

Классные руководители,

педагоги социальные

3

3-е классы

3.1

Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребёнка.

Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки.

Влияние оценки на

самооценку учащихся.

Рекомендации родителям по формированию у ребенка

навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям

сентябрь

беседа/ семинар- практику/ вебинар

Классные руководители

3.2

Тема 2. Психологические и физиологические особенности

третьеклассников.

Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников.

Особенности межличностног о общения. Самооценка младших школьников

декабрь

лекция/ семинар- практику/ мастер- класс

Классные руководители

3.3

Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок.

Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни

январь

беседа/ дискуссия/ практикум

Классные руководители,

педагоги социальные

3.4

Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника.

Сущность семейного общения.

Семья как система межличностных

взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния.

Особенности семейного общения.

Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки

эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви

апрель

семинар- практику/психологический тренинг

Классные руководители,

педагоги социальные

4

4-е классы

4.1

Тема 1. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов.

Познавательная рефлексия:

способность осознать причины учебных неудач и успехов.

Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти.

Личностные особенности младших школьников

сентябрь

лекция/ вебинар

Классные руководители

4.2

Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей.

Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие

декабрь

круглый стол/

дискуссия/ форум/ семинар-практикум

Классные руководители

4.3

Тема 3. Ребенок и компьютер.

Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры.

Влияние компьютера на организм и личность ребенка.

Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером.

Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером

февраль

конференция/ круглый стол/

дискуссия/ форум/ семинар-практикум

Классные руководители,

педагоги социальные

4.4

Тема 4. Книги в жизни школьника. Отношение ребенка к учебной и

художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире

май

круглый стол/

дискуссия/ форум/ вебинар

Классные руководители,

педагоги социальные

ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ

для родителей учащихся I-IV классов

 

Класс

Темы консультаций для родителей

Ответственные

1

Психологические особенности младших школьников Развитие памяти и внимания младших школьников Мотивы учения младших школьников

Отношения в семье как основа взаимопонимания Поощрение и наказание детей в семье Леворукий ребенок в школе

Классные руководители, педагоги социальные

2

Воспитание вежливости Профилактика жестокого обращения с детьми

Как на самом деле любить своих детей?

Микроклимат в семье и воспитание ребёнка Конфликтные ситуации в детско-родительских отношениях

Роль отца в воспитании ребенка

Роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей ребенка

Семейные традиции ценности в воспитании детей Учение с увлечением

Классные руководители,

педагоги социальные

3

Психологические причины неуспеваемости школьников и их предупреждение

Как выявить и развить способности детей?

Игра и труд в жизни детей младшего школьного возраста

Идеальные родители глазами детей, идеальный ребёнок глазами родителей

Как помочь ребенку стать внимательнее? Как привить ребенку любовь к чтению?

Конфликтные ситуации между родителем и ребенком: как услышать ребенка?

Классные руководители,

педагоги социальные

4

Агрессивное поведение: как помочь ребенку?

Как помочь ребенку правильно распределить свое время? Неуспешный ученик: причины и способы решения проблем Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное

состояние ребёнка

Интеллектуальное развитие ребенка

Значение памяти и внимания в интеллектуальном развитии детей

Организация свободного времени детей в период летних каникул

Классные руководители,

педагоги социальные

ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

II ступень – «Мой ребенок – подросток» для родителей учащихся V-IX классов

Название раздела, темы

занятий, перечень изучаемых вопросов

Сроки проведения

Форма проведения

Ответственные

1

5-е классы

1.1

Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе.

Формирование нового

учебного коллектива 5 класса.

Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе

сентябрь

семинар-практикум/ вебинар

Классные руководители

1.2

Тема 2. Ребенок среди сверстников

Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании и

самореализации. Проблемы лидерства. Развитие

способности к

сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками

ноябрь

круглый стол/ беседа/ семинар-практикум

Классные руководители

1.3

Тема 3. Ваш ребенок вырос.

Особенности младшего подросткового возраста.

Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков.

Общение подростков со

сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста

февраль

лекция/беседа/ вебинар

Классные руководители

1.4

Тема 4.Меры наказания и поощрения в современной семье.

Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками.

Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета

май

круглый стол/ дискуссия/ форум/ вебинар

Классные руководители,

педагоги социальные

2

6-е классы

2.1

Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи.

Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье.

Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье.

Типы семейного воспитания и их характеристика.

Гармоничное семейное воспитание, его основные характеристики.

Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка

сентябрь

лекция/ беседа/ вебинар

Классные руководители,

педагоги социальные

2.2

Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков.

Отклоняющееся поведение подростков. Формы

аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения.

Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков.

декабрь

семинар-практикум/ вебинар/ психологический тренинг

Классные руководители,

педагоги социальные

2.3

Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет.

Виртуальная реальность: возможности и опасности.

Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков.

Профилактика интернет- рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях

март

круглый стол/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум/

мастер-класс

Классные руководители,

педагоги социальные

2.4

Тема 4. Организация летнего отдыха подростков.

Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного

времяпровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи.

Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период

май

конференция/ семинар- практикум/ вебинар

Классные руководители,

педагоги социальные

3

7-е классы

3.1

Тема 1. Психологические и физиологические особенности

семиклассников.

Возрастные особенности 13- 14-летних подростков.

Специфика развития внимания, памяти, мышления.

Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в

учёбе

сентябрь

лекция/беседа/ вебинар

Классные руководители

3.2

Тема 2. Профилактика правонарушений подростков.

Противоправное поведение несовершеннолетних.

Факторы и причины правонарушений. Подростки

«группы риска»

ноябрь

круглый стол/беседа/ вебинар

Классные руководители,

педагоги социальные

3.3

Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста

Жизнь семьи с ребенком- подростком: борьба принципов или поиски компромиссов.

Психологический климат в семье.

Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила

взаимодействия с подростком

февраль

конференция/ дискуссия/ форум/ семинар-

практикум/психологический тренинг

Классные руководители

3.4

Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков.

Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как

избежать. Причины снижения учебной

мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением?Мотивация на успех

апрель

беседа/ семинар- практикум/психологический тренинг

Классные руководители

4

8-е классы

4.1

Тема 1. Жизненные цели подростков.

Цели подросткового периода.

Постановка целей и их достижение.

Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей

октябрь

лекция/ беседа/ вебинар

Классные руководители

4.2

Тема 2. Как уберечь подростка от насилия.

Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия.

Анализ проблемных

ситуаций. Профилактика основных рисков.

Особенности виктимного поведения (поведения

«жертвы»)

декабрь

конференция/форум/ семинар-

практикум/психологический тренинг

Классные руководители,

педагоги социальные

4.3

Тема 3. Осторожно: суицид.

Суицид среди

несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска.

Профилактика суицидального поведения

март

беседа/семинар-практикум/ вебинар

Классные руководители

4.4

Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях.

Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор.

Последствия развода для супругов и детей.

Семейные конфликты в диаде

«родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте,

способы преодоления и профилактика детско- родительских конфликтов.

Школьные конфликты.

Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов

май

круглый стол/конференция/ семинар-

практикум/психологический тренинг

Классные руководители, педагоги

социальные

5

9-е классы

5.1

Тема 1.Портрет

современного подростка.

Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста.

Личностные особенности и особенности общения.

Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе

сентябрь

лекция/ конференция/ вебинар

Классные руководители

5.2

Тема 2. Агрессия, её причины и последствия.

Формы агрессивного поведения подростков.

Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми.

Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка.

Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка

ноябрь

беседа/ семинар-практикум/ вебинар

Классные руководители

5.3

Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять.

Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей.

Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё

здоровье. Профилактика вредных привычек

февраль

лекция/ беседа/ семинар- практикум

Классные руководители,

педагоги социальные

5.4

Тема 4. Профессиональная ориентация

девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию?

Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии?

Знакомство родителей обучающихся с результатами

диагностики склонностей, способностей и

профессиональных интересов подростков

апрель

конференция/ форум/

семинар-практикум/вебинар

Классные руководители

ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ

для родителей учащихся V-IX классов

 

Класс

Темы консультаций для родителей

Ответственные

5

Мой ребенок становится подростком Психологические особенности младших подростков

Ребенок в коллективе сверстников Межличностное общение подростков

Отношения в семье

Компьютерные игры: польза или вред?

Вопросы дисциплины Ответственность родителей за воспитание детей

Классные руководители,

педагоги социальные

6

Роль отца и матери в воспитании ребенка Как научить учиться с удовольствием?

Школьные конфликты

Трудности переходного возраста

Как предупредить употребление подростками психоактивных веществ?

Мальчики и девочки: как строить взаимоотношения?

Трудовое воспитание в семье

Классные руководители,

педагоги социальные

7

Ваш любимый неидеальный ребенок Подростковый возраст: проблемы полового созревания Трудности общения. Конфликты между подростками,

основные причины конфликтов Любовь и дружба в подростковом возрасте

Как помочь ребенку стать взрослым?

Подростки в социальных сетях: безопасное поведение

Особенности взаимоотношений между братьями и сестрами в семье

Предотвращение отчужденности между родителями и детьми

Как услышать ребенка, пока он не стал «трудным»?

Классные руководители,

педагоги социальные

8

Как научиться понимать и принимать подростка?

О родительском авторитете

Конфликты с подростком: как вести себя в конфликтных ситуациях?

Подросток в социальных сетях: что делать?

Как научить подростка быть ответственным за свои поступки?

Домашняя работа: удовольствие или наказание?

Отношения между мальчиками и девочками: проблемы полового воспитания

Как сохранить репродуктивное здоровье подростка?

Классные руководители,

педагоги социальные

9

Формирование правосознания и ответственности подростка за свои поступки. Самооценка поведения

Как помочь подростку в выборе профессии? Как научить детей распоряжаться деньгами?

Свободное время и его значение в формировании личности подростка

Интернет-зависимость: пути преодоления Организация свободного времени детей в период летних

каникул

Ответственное родительство – залог благополучия семьи

Классные руководители,

педагоги социальные

ПЛАНРОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» для родителей учащихся X классов

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Сроки проведения

Форма проведения

Ответственные

1

10-е классы

1.1

Тема 1. Здоровье - это жизнь.

Факторы риска для здоровья современной молодежи.

Проблема здорового питания.

Увлечение диетами.

Гиподинамия – проблема

современных молодых людей.

Стресс и его влияние на здоровье.

Вредные привычки.

Сохранение здоровья и правила здорового образа жизни. Режим дня

сентябрь

лекция/ беседа/ семинар- практикум/ вебинар

Классные руководители,

педагоги социальные

1.2

Тема 2. Первая любовь в жизни вашего ребенка.

Особенности юношеской любви. Культура поведения влюбленных.

Как помочь, а не навредить взрослеющему ребёнку

ноябрь

круглый стол/ дискуссия/

форум/ мастер- класс

Классные руководители

1.3

Тема 3. Роль семьи в

формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек.

Репродуктивное здоровье юношей и девушек. Факторы риска для репродуктивного здоровья.

Условия сохранения репродуктивного здоровья.

Отношения между юношами и девушками, любовь и

сексуальные отношения.

Рискованное поведение молодежи. Незапланированная беременность и аборт.

Профилактика ЗППП.

Стиль жизни и репродуктивное здоровье молодежи. Влияние

семейного воспитания на формирование у подростков ценности репродуктивного

здоровья

февраль

беседа/ круглый стол/ вебинар

Классные руководители

1.4

Тема 4. Как помочь

старшекласснику обрести уверенность в себе?

Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника. Пути

преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в школе

апрель

круглый стол/ дискуссия/

психологический тренинг, вебинар

Классные руководители

ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ

для родителей учащихся X классов

 

Класс

Темы консультаций для родителей

Ответственные

10


 

 

 

 

Психофизиологические особенности десятиклассников

Самовоспитание старшеклассников как условие нравственного воспитания

Классные руководители


педагоги социальные


 

 

 

Личное ли это дело – личное счастье?

Формирование семейно-брачных ценностей старшеклассников

Воспитание нравственного идеала, духовного мира старшеклассников

Кем быть и каким быть?

Организация досуга старшеклассников

Особенности здоровья и физического развития старшеклассника

Режим учебного и физического труда, личная гигиена